В аэропорту "Уктус" начал работу сервисный центр, сертифицированный на обслуживание и ремонт самолетов чешского производства L-410 UVP-E20, а также другой иностранной авиатехники регионального класса.
Это совместный проект Уральской горно-металлургической компании и чешского авиастроительного предприятия "Aircraft Industries", в реализацию которого было вложено около 750 тысяч евро.
Как отметил начальник управления спецпроектов УГМК-Холдинга Тимур Азерный, открытие такого центра - естественный и необходимый шаг для развития малой авиации. Воздушное пространство над Россией уже рассекают несколько самолетов такого типа: два воздушных судна было недавно поставлено в Башкирию, еще одно планируется отправить в Якутию. Кроме новых, активно эксплуатируются лайнеры, выпущенные в 1980-1990-х годах. До сегодняшнего дня их парк в России насчитывает не меньше 10-15 штук.
Самолет L-410 относится к классу пассажирских региональных воздушных судов, которые эффективны в радиусе от 300 до 1300 километров и могут эксплуатироваться при температуре от минус до плюс сорока градусов. Салон рассчитан на перевозку 15-19 человек, в зависимости от модификации. Чешские лайнеры также можно использовать для спасательных и поисковых работ, поскольку они способны приземляться не только на асфальтированные взлетно-посадочные полосы, но и на грунт.
- Я еще с советских времен знаю эти самолеты и считаю, что они в своем классе наиболее безопасные, - говорит Нурмурад Бердыев, начальник отдела поддержки летной годности воздушных судов Уральского межрегионального управления федерального агентства воздушного транспорта. - Думаю, новая модификация L-410 составит серьезную конкуренцию малым судам, которые сегодня эксплуатируются в России.
Производственная мощность завода "Aircraft Industries", контрольный пакет которого еще два года назад приобрела УГМК, - 12 самолетов в год. В Россию компания ежегодно может поставлять 6-7 бортов. В прошлом году региональные аэропорты приобрели четыре судна, в этом планируется реализовать еще пять.
До открытия сервисного центра в Екатеринбурге российским собственникам приходилось гонять самолеты в Данию или Швейцарию. Затраты на перелет одного судна составляли около 150 тысяч евро без учета стоимости техобслуживания. Ближайший крупный центр на территории СНГ тоже находился далеко - во Львове.
- Создание собственного сервисного центра на Урале - показатель профессионализма. Вы ведь не станете покупать автомобиль, каким бы хорошим он ни был, если его негде отремонтировать. То же самое и с самолетами, - подчеркивает консул по торгово-экономическим вопросам генконсульства Чешской Республики Ян Крс.
По словам начальника авиационно-технической службы аэропорта "Уктус" Игоря Рязанцева, здесь организован еще и таможенный склад запчастей. Поэтому владельцу воздушного судна больше не придется напрямую связываться с производителем: все необходимое можно получить на месте. В перспективе УГМК планирует на базе этого центра обслуживать еще и швейцарские ближнемагистральные самолеты "Pilatus", а также гражданские вертолеты. Обученный в Дании и Швейцарии персонал уже готов приступить к работе.
В своей базовой комплектации самолет L-410 UVP-E20 стоит около 2,4 миллиона евро. Поскольку региональные авиакомпании едва ли смогут самостоятельно купить такую дорогую машину, нужна поддержка из бюджета. Возрождением малой авиации нужно заниматься на уровне правительств субъектов РФ, считают в УГМК. В Свердловской области, например, необходимо восстановить Североуральский аэропорт, чтобы оттуда можно было летать в приполярные регионы.