Российские селекционеры предложили привлекать к персональной ответственности руководителей регионов, не оказывающих поддержку центрам по созданию новых сортов зерновых культур.
Одним из поводов для приезда в Екатеринбург ученых со всех регионов страны стала засуха. Вот только обсуждали они не каверзы природы, а проблемы сельскохозяйственной отрасли, которые обнажила чрезвычайная ситуация. Сгоревший на корню урожай, по мнению экспертов, лучшее доказательство того, что союз науки и производства в сельском хозяйстве явно не сложился.
- Когда я вижу страшные кадры с полей, так и хочется сказать: довели!- призналась корреспонденту "РГ" Галина Баталова, замдиректора по селекционной работе НИИ Северо-Востока. - Такой крайней ситуации - миллионы гектаров, где не уродилось ни колоска, - явно можно было избежать. За последние десятилетия российские селекционеры создали засухоустойчивые сорта яровой пшеницы, ячменя, овса. В других странах они ценятся на вес золота, но до наших полей не дошли - у большинства хозяйств не хватило средств на покупку элитных семян. Опять же в целях экономии не везде при посеве и уходе соблюдались технологии по обработке почвы.
Избитая истина, что скупой платит дважды, сегодня стала реальностью. Вот только платить придется на порядок больше. В Свердловской области, к примеру, потери от неурожая уже превысили сотню миллионов рублей. Челябинцам засуха принесла примерно 10,5 миллиарда убытка. Между тем в 2009 году правительство Свердловской области отказалось выделять субсидии хозяйствам, приобретающим для посева оригинальные и элитные сорта зерновых. А также "урезало" статью в бюджете 2010 года на финансовую поддержку селекционного центра, относящегося к РАСХН. Для ученых не нашли всего 16 миллионов рублей.
Поля селекционного центра сегодня кажутся оазисом в пустыне: посевы зерновых едва подернуты желтизной, овес и ячмень зеленеют и колосятся, несмотря на то, что земля у корней потрескалась. В эти трещины рука спокойно уходит по локоть. Непонятно, как при таком экстриме растения смогли выжить.
- Традиционные методы селекции основаны на жесткой избирательности. Бесполезно у растения развивать какие-то свойства, если в его родителях не заложен ген, поддерживающий их. В данном случае ген засухоустойчивости, - объясняет директор станции Роман Максимов, - поэтому мы и пестуем каждый колосок, выбирая лучшие из лучших, чтобы закрепить и усовершенствовать в "потомках" именно это свойство.
На создание нового сорта уходит до десяти лет. Вручную, при помощи пинцета, приходится опылять сотни колосков. Чтобы "экспериментальные" колосья не смешались с соседским генофондом, каждый из них изолируют, накрывая мешочком. Операция повторяется сотни раз после каждого посева, пока, наконец, не становится ясно, что зерно несет в себе определенные свойства и гарантирует отличный урожай.
Кстати, на рынке стоимость семян от первого оригинального посева в разы превышает стоимость элитных зерен и доходит до 20 тысяч рублей за центнер. Вот только на продолжение исследовательской работы от этой суммы остаются крохи, не говоря уж об авторском вознаграждении. Между тем хозяйству умелое внедрение сорта приносит дополнительно четыре-пять центнеров с каждого гектара.
- Рубль, вложенный в селекцию, дает государству от 30 до 40 рублей прибыли, - говорит директор Уральского НИИ сельского хозяйства Никита Зенин. - Но деньги эти длинные, отдача чувствуется через несколько лет. Потому и не готовы пока частные инвесторы вкладываться в это направление науки.
Как ни парадоксально, но богатый урожай прошлого года боком обернулся и крестьянам, и ученым. После рекордных показателей по сбору зерна власти решили больше не поддерживать хозяйства, высевающие новые сорта зерновых и кормовых культур. В федеральном бюджете на этот год заложены субсидии только для тех, кто специализируется на зернобобовых, сахарной свекле, масленичных культурах. Тем же путем пошли и регионы, отказавшись от поддержки производителей зерна.
- Засуха в науке страшнее засухи на полях, - уверен Зенин. - 2010 год откроет глаза многим.
В ряде регионов уже решено выделить дополнительные средства на закупку элитных семян для озимого сева. В частности, в Саратовской области предлагается изыскать на эти цели в бюджете 220 миллионов. В Чувашии объявили о готовности компенсировать крестьянам затраты на покупку сортовых семян.
- Но это капля в море. Единой политики поддержки элитного семеноводства в стране пока нет. А значит, погода по-прежнему будет диктовать нам свои прогнозы на урожай, - комментирует ситуацию доктор биологических наук заведующий отделом генетических ресурсов института имени Вавилова Игорь Лоскутов.