Фермы готовы брать бесплатно просроченные продукты, но магазины не хотят заниматься благотворительностью.
По словам директора одного из крупных гипермаркетов Антона Кузьмина, доля списанной продукции составляет менее одного процента от всего объема товаров, но и это количество нужно куда-то девать. Политика сети такова, что поставщикам нереализованные продукты не возвращают. При этом скоропортящиеся товары должны исчезать с прилавков за день-два до окончания срока годности. Сотрудничество с животноводческими фермами и различного рода питомниками осложняется тем, что слишком велика вероятность попадания товара не в кормушку к свиньям, например, а на прилавок какого-нибудь заштатного магазинчика.
- Раньше поставки некондиционной продукции предприятиям АПК практиковались, сейчас, к сожалению, нет. Во-первых, потому что вблизи Екатеринбурга не осталось животноводческих комплексов, во-вторых, потому что торговые сети все равно хотят заработать на товаре, у которого истекает срок годности, - говорит начальник отдела сельскохозяйственного производства и пригородных предприятий АПК областного минсельхоза Михаил Севостьянов.
Хотя отдельные случаи продовольственной "благотворительности" все же встречаются. Так, например, одна из агрофирм в городе Артемовском получает от кондитерской фабрики бракованные вафли на корм коровам, упомянутый гипермаркет передает списанные по актам овощи и фрукты конному клубу. Но все это лишь единичные примеры, систематических поставок нет.
Что же мешает наладить контакты? Тем более что животноводы очень заинтересованы в таком сотрудничестве: просроченные продукты в нормальном состоянии, без плесени, едят и свиньи, и коровы.
Возможно, проблема в том, что ритейлерам и производителям сложно навести мосты с фермерами и СПК. Тогда им на помощь могли бы прийти посредники - коммерческие фирмы, которые выполняли бы роль утилизатора и логиста одновременно. Однако в областном минсельхозе эту идею не приветствуют. За услуги посредника придется платить, а это невыгодно ни той, ни другой стороне, сотрудничество возможно только на основе прямых договоров, уверены чиновники.
"РГ" опросила несколько ретейлерских компаний, чтобы узнать, действительно ли некондиционный товар снимается с прилавков.
- А за чей счет, позвольте узнать? - удивляется Светлана Витковская, руководитель отдела пиар-проектов торговой сети. - У большинства ретейлеров проблем с реализацией такого товара нет. Обычно в договорах поставки указывается, что нереализованная продукция возвращается поставщику, к тому же любая сеть проводит массу акций, чтобы успеть все продать. Например, залежавшуюся в одном магазине продукцию "перебрасывают" в другой, потому что структура спроса в разных районах города разная.
Хотя не исключено, что, отправляя некондиционный товар поставщику, торговля не решает проблему, а просто перекладывает ее на чужие плечи.
- Как правило, магазины не соблюдают температурный режим хранения просроченной продукции. Поэтому к нам она возвращается уже вконец испорченная, так что даже на корм скоту не годится, - говорит владелец мясоперерабатывающего предприятия Александр Карамышев. - А заводов по переработке мясных отходов у нас в области нет, сжигать испорченную продукцию запретили - сильно загрязняет воздух. Поэтому приходится отходы возить за 200 километров в Челябинск, где есть специализированное предприятие, а это дорого.
Получается, что потенциальный рынок сбыта у просроченных продуктов есть - это животноводческие фермы, зверопитомники, зоопарки. Есть в регионе и потенциальные поставщики такой продукции, однако ни те, ни другие не желают нести дополнительные траты на транспортировку и хранение некондиционных товаров. В итоге они совершенно теряют свой вид и оказываются на свалке. По данным производителей пищевых продуктов, "на свалку" уходит порядка 2-3 процентов от всего объема выработки.