04.08.2010 23:20
    Поделиться

    Заповедник "Денежкин камень" пострадал из-за халатности и ведомственных барьеров

    Почти три недели на севере Свердловской области полыхает крупнейший на Урале лесной пожар.

    Огонь уже уничтожил реликтовую тайгу на трех тысячах гектаров в государственном природном заповеднике "Денежкин камень". Огненная стихия преподнесла нам как минимум два урока.

    Урок первый. Очаг

    Можно ли было избежать катастрофы? В этом сейчас разбираются не только в Министерстве природных ресурсов РФ, в чьем ведомстве находится заповедник, но и следователи. В бездействии подозревают руководство заповедника "Денежкин камнь". Возбуждено уголовное дело по статье "Халатность".

    Главный вопрос, который следователи задают директору заповедника Анне Квашниной, - почему вовремя не заметили очаг возгорания и не привлекли для тушения все силы? Вспомнить, как все начиналось, Квашнина однозначно не может: в эти дни она была далеко от заповедника, в отпуске. Что уже само по себе ставится ей в вину: покинула пост в пожароопасный период!

    К организации системы охраны заповедника тоже большие вопросы: территория в 78 тысяч гектаров в горном Северном Урале контролируется всего дюжиной инспекторов. Столько предусмотрено по штату. Сотрудники вахтами выезжают в отдаленные кордоны и пытаются таким образом навести порядок в лесу. Контроль с воздуха за ситуацией не осуществлялся: дирекция "Денежкиного камня" не заключила договор с региональной Авиалесохраной.

    По версии следствия, огонь в лесу заметил еще 12 июля житель ближайшего к заповеднику поселка Всеволодо-Благодатского. Но сотрудники заповедника настаивают на том, что пожар был обнаружен тремя днями позже и о факте возгорания тут же было доложено в пожарную часть города Североуральска, с которой подписан договор. Сроки не имели бы столь принципиального значения, если бы не одна прописная истина: лесной пожар реальнее всего затушить в самом начале. Если дать огню разгуляться в течение первых трех суток, то остановить стихию очень сложно. В "Денежкином камне" это правило было нарушено.

    Урок второй. Чужой лес

    А чрезвычайной ситуация стала из-за… ведомственных разногласий.

    - Мы не можем ввести в заповедник силы наших пожарных, не можем отправить даже вертолет. Нами сразу же займется прокуратура, по закону это будет нецелевое использование денежных средств, - уверял журналистов две недели назад на пресс-конференции заместитель начальника ГУ МЧС России по Свердловской области Ринат Тенчулин.

    Заповедные леса "Денежкиного камня", напомним, территория федерального значения. Тайга подведомственна Министерству природных ресурсов РФ. По существующим правилам  действовать на территории заповедника и даже пересекать его воздушное пространство не имеют права представители всех организаций, с которыми у заповедника не заключен договор. Эти ограничения, естественно, были разработаны в "мирное" время для того, чтобы природа девственных лесов осталась нетронутой. Но такие правила оказались бомбой в чрезвычайной ситуации.

    Заповедный лес оказался "чужим" для всех спасательных служб Свердловской области. Почти всю первую неделю огонь тушили сотрудники заповедника и добровольцы из Североуральска "ручным" способом. При помощи лопат и заплечных разбрызгивателей, куда входит от силы два ведра воды. А до ближайшей речки - три километра по бурелому. И вскоре пламя захватило территорию в тысячи гектаров. Позже администрация Североуральска отправила на помощь заповеднику спецтехнику. Но бульдозеры и насосы ломались, не выдерживая высокой температуры.

    В эти дни в Свердловской области проходила всероссийская выставка "Оборона и защита", на которой, в частности, демонстрировались возможности новейшей техники пожаротушения. Несколько раз вертолет МЧС демонстрировал зрителям, как виртуозно он может сбрасывать с небес тонны воды на очаг возгорания. После закрытия выставки вертолет все-таки отправили в горящий заповедник. Два дня огонь заливали с неба. Площадь пожара сократилась почти до минимума, но внезапно в поддержке с воздуха заповеднику отказали.

    На вопрос корреспондента "РГ", когда спасательная операция с воздуха будет возобновлена, в пресс-службе регионального МЧС, не смущаясь, ответили, что в первую очередь необходимо решить вопрос финансирования работы служб спасения, а уж потом поднимать вертолеты в воздух.

    Тлеющая опасность

    Режим чрезвычайной ситуации в заповеднике был введен, только когда близ горы Чурок выгорели десятки километров тайги и огонь стал угрожать лесам "областного подчинения". В МЧС оперативно сообщили, что финансовый вопрос решен.

    Более-менее утихомирить бушующий в тайге пожар удалось лишь после того, как на всероссийском селекторном совещании премьер-министр Владимир Путин заявил, что для победы над стихией необходимо объединить усилия всех ведомств.

    Тысячи тонн воды на горящий лес вылили самолеты и вертолеты МЧС, пока спасательную технику не пришлось перебросить неделю назад на тушение лесных пожаров в среднюю полосу России.

    Ко вчерашнему дню общая площадь горения в заповеднике составляла 800 гектаров. Пожар локализован.  По данным  пресс-службы управления  МЧС РФ по Свердловской области, с ним продолжают бороться  более 120 человек и 20 единиц техники. 

    Руководство заповедника предлагает создать Фонд помощи "Денежкину камню" .

    - Ежедневно мы тратим до 400 литров бензина для заправки бульдозеров и тракторов, работающих в тайге. Необходимо  также накормить специалистов, задействованных в тушении огня, - рассказала директор заповедника Анна Квашнина. - 800 тысяч рублей, которые выделило Министерство природы РФ на ликвидацию ЧС, ушли за четыре дня: ими мы оплатили счета, которые выставили ранее организации за работу по ликвидации пожара. Сейчас приходится опять просить денег.

    самокритика

    Андрей Заленский, исполняющий обязанности начальника Уральского регионального центра МЧС России:

    - Выяснилось, что к подобного рода ЧП - ликвидации лесных пожаров в труднодоступных местах - спасатели МЧС не полностью подготовлены. Еще с советских времен на подобных чрезвычайных ситуациях специализировались сотрудники авиалесохраны, у которых есть все необходимое оборудование. Неподготовленным людям находиться в горах, практически в тайге, очень сложно, ведь нужно уметь ориентироваться в такой местности, выжить и не сгореть. Поэтому эффективность работы МЧС России на этом лесном пожаре оказалась ниже, чем рассчитывали.

    Поделиться