Актеры-иностранцы сыграют в спектакле российского режиссера

7 августа в Шотландии, на Эдинбургском международном фестивале искусств Fringe состоится мировая премьера спектакля "Одинокий фокстрот" по рассказам Андрея Платонова. Корреспондент "Российской газеты" расспросила молодого петербургского режиссера Василия Сенина о том, как рождался международный проект.

Российская газета: Как возникла идея постановки в Эдинбурге?

Василий Сенин: Я давно мечтал привести свой спектакль на Fringe. Когда учился в ГИТИСе, слышал рассказы людей, побывавших там. Это крупнейший театральный форум, ему уже несколько десятилетий, на него съезжаются актеры и режиссеры со всех концов мира. Это должно было произойти и в моей жизни рано или поздно. Такой момент настал. В августе мой спектакль по рассказу "Фро" и другим произведениям Андрея Платонова будет сыгран на сцене Нового городского театра Эдинбурга 24 раза. В организации этого проекта приняло участие много людей. Приехав в Эдинбург, мы узнали из газет, что наш "Одинокий фокстрот" входит в пятерку самых ожидаемых спектаклей на Fringe-2010. Мелочь, а приятно.

РГ: За "Фро" вы взялись уже в третий раз: в 2001 году это был ваш дипломный спектакль в РАТИ-ГИТИСе, в 2005-м - "Одинокий фокстрот", постановка на сцене петербургского театра "Приют комедианта". Чем вызван такой интерес? Не видите хорошей драматургии?

Сенин: Кроме этого спектакля, в последние годы я выпустил еще многие другие. И каждый раз - с Платоновым или с другими авторами - я отталкиваюсь от человека. Человек - начало искусства. Поэтому я изначально смотрю на людей в окружающей меня реальности, а уже потом на буквы, идеи, концепции и имена. Первый раз идея "Фро" возникла, потому что на моем курсе в ГИТИСе училась Ира Пегова. И мы вместе занимались танцем на уроках Аллы Сигаловой. Мне казалось, что энергетика этих двух женщин не оставляет мне выбора, и я стал придумывать спектакль. Потом я понял, что это был действительно курсовой спектакль, так как я соединил в нем опыт своих сокурсников, педагогов, людей, окружавших меня в мастерской Петра Фоменко. И это понимание определило дальнейшее направление моего движения в профессии. Мне интересно делать спектакли вместе с актерами, и другого пути я не вижу.

Второй раз, в Петербурге, на курсе Вениамина Фильштинского, я должен был сделать спектакль для "Русских сезонов" в Ницце. Актриса Соня Горелик стала центром новой версии платоновской истории. Петербургская постановка оказалась живучее московской, и после фестиваля во Франции театр "Приют комедианта" принял спектакль в репертуар. Тогда же начался питерский период моей жизни, который теперь подошел к концу. В третий раз я решил пригласить актеров из разных стран, заставил русских играть на английском, нашел одну непрофессиональную актрису, которая никогда не выходила на подмостки, и по независящим от нас причинам уже в финале работы был вынужден отказаться от исполнителя одной из мужских ролей. В итоге 7 августа вместе со своими актерами я сам выйду на сцену Нового городского театра Эдинбурга.

РГ: Чем новый спектакль отличается от постановки в "Приюте комедианта"?

Сенин: Если коротко, то всем. Играют пять человек вместо десяти. Другая главная героиня - иная природа и индивидуальность. Иной взгляд на историю, ведь я повзрослел на 5 лет и уже смотрю на мир другими глазами. Это возвращение к темам, которые не уходят из моей жизни. Еще одно весомое отличие: я буду сам играть, для меня это настоящий адреналин.

РГ: В ваших спектаклях всегда много музыки. Какая будет звучать здесь? Кто занимается сценографией?

Сенин: Сценографией многих своих спектаклей я занимаюсь сам. Но это не принцип. Принцип в том, что, если я четко вижу сценический образ, делаю сам. Если образ спектакля на момент начала репетиций остается в сфере предощущений - доверяюсь сценографу. Музыка разная, но отмечу композицию Игоря Есиповича, изначально написанную им для нашего совместного спектакля "Кабала святош" в Омском театре драмы. Благодаря ей возникла новая мысль, полностью поменявшая идею спектакля.

РГ: Вы ставите спектакли в разных городах и странах. Где работается комфортнее, где вас лучше понимают актеры, дирекция театра?

Сенин: Это зависит от готовности людей к работе, а не от особенностей ландшафта. Я надеюсь органично найти театр и людей, с которыми смогу быть долго. Но пусть это придет само, иначе мне не нужно. Я смотрю на своих коллег, которые хватаются за театры в страхе остаться без работы, и мне становится не по себе. Я не для того выбирал эту профессию, полную ответственности и свободы, чтобы через 10 лет после диплома вцепиться в "какое дадут" креслице и не разжимать лапки "до ящика на сцене". Если я приду насовсем в какой-то театр, то хочу вложить себя полностью. Только таким путем можно добиться действительного результата, все остальное - "симуляции жизни".

Справка "РГ"

Василий Сенин родился в 1977 году в Ленинграде. Ставил спектакли в Москве, Риге, Таллине, Лондоне, Загребе, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Работал режиссером-постановщиком в телевизионных проектах "Татьянин день", "Обручальное кольцо", "Одна ночь любви".