04.08.2010 23:12
Поделиться

Дмитрий Шеваров: У русских поэтов была традиция посвящать стихи своим армейским товарищам

У русских поэтов была замечательная традиция: посвящать стихи своим армейским товарищам и военным начальникам.

Увлечение поэзией смягчало грубый армейский быт и придавало службе романтический ореол.

Командиру 5-го Александровского полка (Никитину)

В вечерний час на небосклоне
Порой промчится метеор.
Мелькнув на миг на темном фоне,
Он зачаровывает взор.

Таким же точно метеором,
Прекрасным огненным лучом,
Пред нашим изумленным взором
И Вы явились пред полком.

И, озаряя всех приветно,
Бросая всюду ровный свет,
Вы оставляете заметный
И - верьте - незабвенный след.

Николай Гумилев, 30 августа 1916 года

Посвятить стихи своему командиру почитали за честь служившие в армии Г. Державин, К. Батюшков, В. Жуковский, В. Раевский, Ф. Глинка, П. Катенин, А. Полежаев... Евгений Боратынский, служивший унтер-офицером в Нейшлотском пехотном полку, посвящал стихи своему командиру роты Николаю Михайловичу Коншину. Они стали друзьями на всю жизнь. В Первую мировую войну традицию продолжил Николай Гумилев. Напомню, что в 1914 году он, сотрудник журнала "Аполлон", добровольцем ушел в армию и вскоре попал в пекло боев в Восточной Пруссии.

Поэт никогда не обвинял своих коллег по "Аполлону" в том, что они остались в тылу, он скорее жалел их - они не испытали того, что испытал он. 1 ноября 1914 года он писал другу: "Пишу тебе уже ветераном, много раз побывавшим в разведках, много раз обстрелянным... Все, что ты читал о боях... я видел своими глазами... В общем, я могу сказать, что это лучшее время моей жизни..."

Гумилев воевал четыре года, командиры менялись, но, видимо, ему везло с ними - всем своим командирам он напоследок посвящал стихи, полные дружеских и благодарных чувств. Не знаю, как кому, а мне эти чувства близки и понятны. В свое время мне тоже повезло с командиром роты. И будь у меня способности к поэзии, то, уходя на дембель в 1986 году, я непременно попрощался бы стихами с капитаном Сергеем Ивановичем Сидоренко, командиром второй роты нашего отдельного батальона внутренних войск МВД СССР. Его подарок всегда вожу с собой. Это том Диккенса из "всемирки" - "Посмертные записки Пиквикского клуба".

Увы, мне не удалось найти каких-либо сведений об адресате послания Гумилева "В вечерний час на небосклоне..." - командире 5-го гусарского Александровского полка Никитине. Известно лишь, что в день 30 августа, которым датировано стихотворение, отмечался праздник Александровского полка. Возможно, Гумилев прочитал свое послание Никитину на праздничном офицерском обеде - так же, как это было осенью того же 1916 года. Тогда четвертый эскадрон провожал своего командира подполковника А.Е. фон Радецкого, переведенного на другое место службы.

Штабс-ротмистр В.А. Карамзин вспоминал позднее, уже в эмиграции: "Во время обеда вдруг раздалось постукивание ножа о край тарелки и медленно поднялся Гумилев. Размеренным тоном, без всяких выкриков, начал он свое стихотворение, написанное к этому торжеству... Помню, в нем были такие слова: "Полковника Радецкого мы песнею прославим..." Стихотворение было длинное и было написано мастерски. Все были от него в восторге... Куда и как именно отбыл из полка Гумилев, я не знаю. Очень жаль, что мне мало пришлось с ним беседовать, но ведь тогда он для всех нас, однополчан, был только поэтом. Теперь же, после его мужественной и славной кончины, он встал перед нами во весь свой духовный рост, и мы счастливы, что он был в рядах нашего славного полка..."

К судьбе Николая Гумилева мы еще в августе вернемся.

Написать автору вы можете по адресу: dmitri.shevarov@yandex.ru