04.08.2010 23:27
    Поделиться

    Столица "утонула" в дыму

    Не перекинулись ли пожары из леса и торфяников уже на Москву?

    Этот вопрос невольно возникал вчера у москвичей, которые, едва проснувшись, увидели, в каком плотном дыму утопает столица. А дальше народ одолели заботы: как пережить все это? Нужно ли предпринимать какие-то меры защиты? Как позаботиться о детях и престарелых родителях?

    Чтобы не оставить читателей "РГ" один на один с этими вопросами, "Российская газета" еще накануне пригласила их на встречу к памятнику Пушкину. Именно сюда приехали ведущие специалисты НИИ пульмонологии во главе с его директором академиком Александром Чучалиным. Вооруженные уникальными приборами, они измеряли содержание угарного газа в легких у каждого, кто хотел узнать, как влияют пожары на его здоровье. К нашей акции с учеными словно подключилась и сама стихия. Как сообщила корреспонденту "РГ" руководитель "Мос экомониторинга" Евгения Семутникова, с начала пожаров, отсчет которым московские власти ведут с 14 июля, самая высокая концентрация вредных веществ в воздухе столицы была зафиксирована именно минувшей ночью.

    В частности, мелких взвешенных частиц размером до 10 микрометров, которых в нем обычно бывает в пределах 40 микрограммов на кубометр, а в предыдущие дни их количество поднималось до 300, вчера было более 1000.Окись углерода, фиксируемая в Москве на уровне ПДК, вчера составила 5 ПДК! А ведь даже при концентрации вдвое меньшей специалисты рекомендуют надевать хирургические маски.

    Тем не менее к нашему столику в маске не подошел ни один москвич. Хотя, как выяснила корреспондент "РГ", по дороге на работу в аптеке у Савеловского вокзала, 7 коробок масок, имевшихся в наличии, народ расхватал за первые два часа работы.

    Покупают, но не надевают! Почему? "Я стесняюсь, - призналась художник-дизайнер Инесса Ольшанина. - Дома окна закрываю, включаю вентилятор, а в маске ходить как-то непривычно..." Прибор - трубочка, похожая на алкотестер - показал, что содержание угарного газа СО в легких у Инессы 21 РРM (международная единица измерения молекул СО в кубическом сантиметре воздуха). "При норме 6-8 это очень много", - прокомментировал Александр Чучалин. И поинтересовался: "Курите? Я вам очень рекомендую изменить образ жизни". Оказывается, что даже у человека некурящего сейчас в Москве нагрузка на легкие такая, словно он выкуривает за короткое время две-три пачки сигарет. Так зачем же, говорит академик, добавлять себе и четвертую?

    Примерно та же картина обнаружилась и у корреспондента одного из телеканалов 23-летней Алисы: показатель СО - 22! "Я же берегусь. Из дома сажусь под кондиционер в машине, на работе - тоже кондиционер, почему же у меня зашкаливает? - запричитала девушка. - Может, сигарета виновата, которую выкурила минут 40 назад?" - обратилась с вопросом к Александру Григорьевичу Алиса. "Если бы у вас легкие были в порядке, они бы уже очистились от этой сигареты".

    Тревожный научный факт установили ученые во время акции "РГ": воздух, который выдыхают многие курильщики сейчас нередко оказывается хуже того, что они вдыхают из окружающей среды. "Это явление, - говорит Чучалин, - свидетельствует о том, что в такой атмосферной обстановке курение действует настолько агрессивно, что становится убийственным".

    В трубочку дышит Софья Ибрагимовна Кузьбошева. У нее хронический бронхит, поэтому специально приехала, чтобы узнать, как ее слабые легкие выдерживают выпавшую на них нагрузку. Оказывается, вполне нормально, СО у нее - 5. Женщина не верит, просит измерить еще раз - 4. "Ой, спасибо вам большое, вы меня утешили", - благодарит врачей.

    На очереди - студент МГУ Денис Федоненков. "Как вы себя чувствуете?" - спрашивает у него доктор, прежде чем попросить начать измерение. "Превосходно!" - улыбается молодой человек. И правда, СО у него тоже в норме - 7. "Не курю, не пью", - с гордостью докладывает молодой человек. "И правильно делаете! - хвалит директор института пульмонологии. - Пить в такую жару и при такой концентрации вредных веществ ни в коем случае нельзя. Особенно пиво вредно".

    Девятилетний Илюша Окунев приехал с мамой. "Последствия горящих торфяников сын испытал на себе еще в 2002 году - именно тогда он стал астматиком. Я очень боюсь, что сейчас его здоровье станет еще хуже", - делится она своими страхами. Но показатели у мальчика отличные - 5. А завтра он уезжает на море.

    А 48-летний Валерий Котов, станочник Московского метрополитена первый раз со специалистами института пульмонологии встретился 26 июня - тогда они выезжали к станции метро "ВДНХ". Сегодня же пришел к Пушкину, чтобы проверить состояние свого здоровья, так сказать, в динамике. Итог: СО у него было 3 PPM, а сегодня - 7... Норма, но все-таки рост концентрации угарного газа налицо. Есть повод для беспокойства? "Скорее, для проявления большей заботы о себе, - комментирует Александр Чучалин. - Надо защищать свой организм от продуктов горения. Иначе чем дальше, тем больше будут давать знать о себе проявления отравления организма. В виде бессонницы, одышки, кашля, а главное, обострения всех имеющихся хронических заболеваний". Впрочем, пока особых признаков влияния удушья, принесенного в столицу из лесов и болот, Александр Григорьевич на своих больных не замечает. Правда, при этом он не исключает и того, что если бы не эти пожары, то его пациенты летом, возможно, вообще бы не вспомнили о нем, а спокойно отдыхали на своих дачах. Сейчас же и дача, увы, - не спасение. Ведь горят в основном юг и юго-восток, а смогом накрыта вся Москва, как удушливым покрывалом.

    Советы от Чучалина

    - Пореже выходить на улицу, больше времени проводить в помещении. Особенно это относится к пожилым людям, детям и тем, кто страдает хроническими недугами.

    - Чаще делать дома влажную уборку.

    - Ежедневно менять одежду, отдавая предпочтение натуральным тканям.

    - Вернувшись с работы, сразу принимать душ.

    - Промывать нос и горло.

    - Принимать витамин Е в качестве антиоксиданта.

    - На улице носить маски, которые стоит увлажнять.

    - Не бросаться в холодный водоем, особенно в состоянии алкогольного опьянения.

    - Меньше быть за рулем.

    Поделиться