Вчера в Цхинвале политики, ученые и военные говорили об уроках горячего августа 2008 года.
Анализировали уроки пятидневной войны, из-за которой два года назад мир на Кавказе едва не оказался на грани катастрофы.
Впрочем, участники "круглого стола", состоявшегося по инициативе югоосетинского медиа клуба "Ир", не только вспоминали события горячего августа 2008 года, но и обсуждали сегодняшнюю ситуацию.
В экономическом плане она по-прежнему довольно сложная, хотя основные объекты разрушенной инфраструктуры восстановлены полностью. А вот жилые кварталы зияют пустотами окон, поэтому потерявшие кров люди вынуждены ютиться у родственников либо снимать квартиры.
По официальным данным, из 429 разрушенных домов восстановлено только лишь 81, еще 160 в стадии готовности, к ремонту остальных практически не приступали. Поэтому первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на последнем совещании поставил задачу до конца нынешнего года сдать все новостройки. "Людям не важно, по чьей вине произошла задержка. К зиме все должны обрести крышу над головой", - сказал Шувалов.
По его мнению, сегодня Южная Осетия переходит от восстановления к развитию экономики и помощь, которую продолжит оказывать Россия, будет ориентирована на создание местных "точек роста". Шувалов также сообщил, что способы финансирования проектов по развитию экономики республики будут меняться: для запуска эффективных механизмов создана межправительственная комиссия, которую с российской стороны возглавляет министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Принято решение о создании совместных следственных групп прокуратуры РФ и РЮА для осуществления четкого контроля за расходованием выделяемых Россией средств.
Оценивая августовские события 2008 года, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сказал, что победа тогда далась ценой неимоверных усилий. "Мы знали, что с начала августа сюда стягиваются со стороны Грузии большие силы, однако продолжали переговорный процесс. И не выходили из него даже тогда, когда опустели дома, расположенные в грузинских селах республики".
Южная Осетия до признания Россией ее независимости жила в военных условиях. Об этом говорили участники "круглого стола". Они вспомнили все: и 23 ноября 1989 года, когда 50-тысячная колонна, сформированная из жителей самых разных районов Грузии, пыталась провести пропагандистский митинг в Цхинвале. Ставилась задача убедить осетин отвернуться от России, как это сделала Грузия. Но Цхинвал тогда не пустил на свою территорию ни одного грузинского пропагандиста, после чего республика попала по сути в осадное положение. "Не от хорошей жизни нам пришлось одеться в защитные гимнастерки, - говорит инженер Тамаз Бестаев. - Ведь все эти годы все мужское население республики было вынуждено защищать жен, детей, стариков от бандитских пуль и ножей".
Известный осетинский историк Юрий Гаглойты отметил, что добрые взаимоотношения между Россией и Осетией возникли очень давно: летописные источники сообщают о контактах со славянами, датированных еще IX веком. "В 1774 году Осетия добровольно вошла в состав России и своего отношения к россиянам наш народ никогда не менял", - подчеркнул историк.
Почти пять часов продолжался диалог, в котором приняли участие и военнослужащие 4-й военной базы, дислоцированные в Цхинвале. Все они были при погонах, а вот генерал-полковник Анатолий Ноговицын на этот раз - одет "по гражданке". Во время войны в Южной Осетии заместитель начальника Генерального штаба РФ стал для СМИ фактически главным комментатором действий российской армии от минобороны. А теперь у него новая должность - первый заместитель начальника объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Проанализировав августовские события, он с сожалением отметил, что до сих пор Грузия на международном уровне не получила той оценки, которую заслуживали ее действия. "При этом общественное мнение на Западе уже признает, что агрессию начала именно грузинская сторона. Не случайно она проиграла три международных суда".
В Цхинвале Анатолий Ноговицын был впервые. Когда он шел по здешним улицам, его все узнавали и говорили слова благодарности. А президент Южной Осетии Эдуард Кокойты торжественно вручил генерал-полковнику орден Почета.