04.08.2010 23:40
    Поделиться

    Около 50 тысяч тонн зерна застряли на подступах к Новороссийскому порту

    К Новороссийскому морскому порту очередь из груженных зерном фур растянулась более чем на полсотни километров по трассе Краснодар - Новороссийск.

    Нетрудно представить, каково находиться в кабине водителям на самом солнцепеке: там жара под все 70. Очереди в порту ждут почти полторы тысячи машин.

    Если учесть, что в один КАМАЗ помещается от 20 до 40 тонн зерна, в пробке простаивает почти 50 тысяч тонн ценного груза. В с амом неблагоприятном случае может испортиться 10-20 процентов "застрявшего" в пробке зерна, подсчитали эксперты "РГ". На мировых рынках тонна пшеницы стоит сейчас около 200 долларов, поэтому потери экспортеров составят 1-2 миллиона долларов.

    "К сожалению, в порту не хватает рабочих рук и оборудования для разгрузки зерна. Поэтому процесс идет очень медленно, - говорит первый заместитель генерального директора Новороссийского зернового терминала Владимир Афанасьев.

    Сейчас температура воздуха в тени достигает здесь 40 градусов. Впрочем, зерну палящее солнце не причинит особого вреда, - успокаивают эксперты Российского зернового союза. Проблемы возникнут, если польют затяжные дожди. Тогда пшеница, рожь и ячмень запреют от избытка влаги и тепла. Придется проводить ревизию и избавляться от части испорченного груза. Опасность для зерна представляет и повышенная влажность, характерная для приморского воздуха. Вот тогда начнутся потери. Кстати, по прогнозам, дожди в этом регионе не за горами. Обычно такие очереди, говорят в Российском зерновом союзе, рассасываются в течение 3-5 дней.

    Строго говоря, к очередям в новороссийском порту транспортировщики зерна уже привыкли. Это единственный в России глубоководный порт, через который ходят большегрузные корабли класса "панамакс" грузоподъемностью от 45 до 60 тысяч тонн. По оценкам РЗС, из Новороссийска отправляется больше половины всего российского зернового экспорта. Однако обычно длина новороссийских зерновых пробок не превышает 20-30 километров. Сейчас же очередь из "КАМАЗов" растянулась на 50 километров.

    На экспорт везут в основном зерно урожая прошлого года и "свежий" урожай из южных регионов России. "Возможно, экспортеры опасаются, что власти из-за неурожая введут ограничения на экспорт, и теперь пытаются быстрее отправить зерно за границу по уже заключенным контрактам", - предположил исполнительный директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов-младший.

    Экспортеров могут торопить и зарубежные партнеры, не исключают эксперты "РГ". Информация о возможном введении контроля над экспортом зерна в России не раз звучала в зарубежной прессе. Два дня назад об этом писала влиятельная лондонская газета "Файнэншл таймс". Впрочем, если ажиотаж в новороссийском порту связан именно с этими причинами, скоро он спадет. Как уже писала "РГ", на днях замглавы Минсельхоза России Александр Беляев озвучил позицию российских властей в отношении экспорта зерна: экспорт будет стабильным, несмотря на засуху.

    Кроме того, эксперты отмечают, что частое скопление машин в порту - следствие удорожания железнодорожных тарифов, из-за чего все больше желающих пользоваться услугами автотранспорта.

    Поделиться