В этом году заканчивается действие Федеральной целевой программы "Жилище". Со следующего года будет действовать новая программа с тем же названием, рассчитанная до 2015 года. Название то же, а вот акценты другие. О новой программе развития жилищного строительства "Российской газете" рассказал министр регионального развития Виктор Басаргин.
Виктор Федорович, каковы приоритеты новой программы "Жилище"?
Если коротко, в ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы упор делается на развитие сегмента жилья экономкласса, не превышающего по стоимости 30 тысяч рублей за 1 кв. м, а также продвижение применения передовых энергосберегающих и экологичных технологий строительства такого жилья. Кроме того, программа ориентирована на поддержку жилищных кооперативов и индивидуальных застройщиков и комплексное освоение территорий в целях строительства жилья экономкласса. То есть новая ФЦП направлена на повышение доступности жилья путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Мероприятия Программы предусматривают реализацию трех направлений, а именно: стимулирование строительства жилья экономкласса, стимулирование спроса на это жилье и выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, для которых это жилье будет приобретаться.
Как стимулировать строительство дешевого жилья, если застройщикам выгоднее строить дорогое?
Стимулировать будем рублем, госгарантиями и созданием инфраструктуры, в том числе с привлечением Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и Фонда содействия развитию жилищного строительства. Эти стимулы заложены в подпрограмме "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства", которая предусматривает предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных целевых программ, в том числе возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой; развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономкласса; обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки. Кроме того, в рамках этой подпрограммы возможно использование механизма государственных гарантий РФ по заимствованиям Фонда РЖС.
Все ли регионы получат господдержку?
Поддержку получат те субъекты РФ, на территории которых реализуется комплексная региональная программа стимулирования развития жилищного строительства. Включающая много аспектов, в т.ч. субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях строительства жилья экономкласса; на развитие социальной инфраструктуры для строительства такого жилья; на обеспечение автодорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса. При этом программа стимулирования развития жилищного строительства должна быть рассчитана как минимум на 3-5 лет и предусматривать введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное строительство; разработку документов терпланирования; стимулирование частной инициативы граждан; формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов; развитие местной строительной индустрии и промышленности стройматериалов; реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства; создание условий для использования средств материнского капитала в целях улучшения жилищных условий для тех, кто имеет на это право.
Проведенный нами анализ показал, что без такого подхода федеральные средства замещают средства субъектов, которые они ранее направляли на развитие жилищного строительства, а сегодня направляют их на текущие расходы.
Какова роль АИЖК и Фонда РЖС?
Агентство при участии Фонда РЖС и региональных властей будет предоставлять целевое финансирование банкам для кредитования застройщиков и физических лиц, строящих и приобретающих жилье в рамках этих проектов. После завершения строительства целевые займы АИЖК будут гасить или сами покупатели, или гаранты по сбыту этого жилья, функции которого могут выполнять Фонд РЖС либо иные организации, уполномоченные федеральными или региональными органами власти. Такой механизм будет способствовать не только развитию кредитования застройщиков и повышению доступности первичного жилья экономкласса, но и стабилизации цен на такое жилье и обеспечению прав дольщиков. Финансировать эти мероприятия будет АИЖК. А Фонд РЖС обеспечит необходимое количество комплексно обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков, на которых будет создаваться современное производство стройматериалов, изделий и конструкций, отвечающих стандартам энергоэффективности и экологичности. Фондом РЖС в 2011 году будут выделены участки общей площадью 4,8 тыс. га, а к 2013-му этот показатель возрастет до 7,5 тыс. гектаров. При этом главным контрольным показателем станет площадь возводимого на этих участках жилья. Таким образом, Фонд РЖС должен одновременно активно работать по трем направлениям: развитие рынка земельных участков, развитие жилищного строительства, развитие промышленности строительных материалов. Такой подход позволит обеспечить рост спроса на производство современных строительных материалов, изделий и конструкций и содействовать созданию современных производственных мощностей.
Также Фондом РЖС будет реализована программа привлечения кредитов системообразующих банков, в том числе под залог земельных участков фонда, для финансирования проектов по обеспечению земельных участков Фонда РЖС коммунальной инфраструктурой. Кроме того, фонд будет осуществлять инвестиционную деятельность в форме предоставления застройщику, осуществляющему жилищное строительство на арендованных у фонда участках, обязательств выкупа жилых помещений. Объем гарантий по выкупу достигнет к 2012 году 51 млрд рублей.
Сколько такого жилья планируется построить и будет ли на него спрос?
С 2011 по 2015 год планируется ввести более 14,5 млн кв. м жилья экономкласса. А основной спрос (не менее 12 млн кв. м) будет сформирован за счет молодых семей (до 7 млн кв. м) и других категорий граждан, получающих господдержку на улучшение жилищных условий (остальные 5 млн кв. м).
Также в рамках поддержки спроса мы планируем задействовать опыт Краснодарского края, где реализуется экспериментальная ипотечная система на основе использования банковских спецсчетов, аналогичных строительно-сберегательным кассам, распространенным в ряде западных стран, в сочетании с внедрением проектов недорогого жилья. После тестирования этой программы, в конце 2012 года, мы готовы провести необходимую работу для распространения ее действия на всю территорию России.
А справится ли строительная отрасль с такими объемами?
Эксперты подсчитали, что для реализации новой программы "Жилище" нужно дополнительно ввести в действие 40-45 современных домостроительных комбинатов примерно в 30 регионах. Это потребует привлечения около 300 млрд рублей инвестиций. Минрегион России совместно с минэкономразвития, минпромторгом и органами исполнительной власти субъектов РФ уже подготовил и направил в правительство проект комплекса мер по модернизации и технологическому развитию производственной базы индустриального домостроения.
Какие это меры? Предусматривают ли они поддержку застройщиков, которые будут участвовать в реализации новой ФЦП "Жилище"?
Во-первых, на уровне субъектов РФ нужно провести инвентаризацию материально-технической базы существующих строительных предприятий и предприятий по производству стройматериалов и сформировать перечень приоритетных проектов модернизации и технологического перевооружения этих предприятий. Во-вторых, создать в ряде регионов пилотные инновационные территориальные кластеры, объединяющие эти предприятия и исследовательские лаборатории.Кроме того, необходимо подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, направленные на повышение инновационной активности предприятий строительного комплекса и создание экономически выгодных условий для модернизации и использования передовых, энергоэффективных технологий, а также стимулирующих участие бизнеса в развитии отечественной строительной науки.
Что касается поддержки застройщиков, то предусматривается введение налоговых преференций для предприятий и организаций, использующих новые научно-технические достижения в области строительства и производства строительных материалов.
Кроме этого, в рамках проекта стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года, разработанного Минрегионом России, предусматривается реализация комплекса мер по созданию условий, направленных на строительство новых и модернизацию действующих домостроительных комбинатов как производственной базы индустриального домостроения.
Какие материалы и конструкции эти домостроительные комбинаты будут выпускать?
Планируется построить современные предприятия по производству основных энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с использованием энергоэффективных технологий. Также предполагается внедрение новых домостроительных систем с низкой материалоемкостью, а также недорогих в производстве и эксплуатации. Таких, как производство экологически чистых, энергоэффективных утеплителей на основе минерального сырья и вспененного стекла, , что позволит резко расширить каркасное домостроение, легких плит, позволяющих вести надстройку уже существующих домов, крупнообъемного домостроения.
Уже подготовлен перечень производств по новым технологиям, которые будут созданы в ближайшие три года. Также мы планируем разработать стандарты экологически чистых и энергоэффективных многоэтажных и малоэтажных жилых домов и внедрить паспорта энергоэффективности и экологичности жилых домов при сдаче объектов в эксплуатацию.
Кроме того, планируется реализация пилотных проектов экологически чистых и энергоэффективных жилищных комплексов в различных климатических условиях страны. Уже есть опыт строительства энергоэффективных домов в Татарстане, экспериментальных поселков с домами, возводимыми по новым современным технологиям в Белгородской области, Башкортостане, Алтайском крае. Мы будем расширять применение этого опыта.
Мы также предполагаем сместить акцент на применение новых решений в обес печении инженерной инфраструктурой особенно для земельных участков под малоэтажное или индивидуальное строительство. Мы считаем, что при комплексной малоэтажной застройке территория может быть оснащена экономичной автономной инженерной инфраструктурой, создание и эксплуатация которой должны окупаться за счет платы за оказание коммунальных услуг.
Известно, что стоимость строительства инженерных сетей составляет до 30% в стоимости одного квадратного метра в многоэтажном строительстве и до 70% стоимости квадратного метра в малоэтажном. Если мы сможем сделать привлекательным для бизнеса за счет снижения энергозатрат и окупаемости предоставляемых услуг строительство и эксплуатацию таких автономных коммунальных систем, то стоимость обеспечения инженерной инфраструктурой может быть исключена из стоимости строительства на таких участках.
Досье
Басаргин Виктор Федорович родился 3 августа 1957 г. в г. Асбесте Свердловской области. В 1976 г. окончил Асбестовский горный техникум, в 1984 г. - Свердловский горный институт им. В.В. Вахрушева, в 1991 г. - Уральский социально-политический институт.
Имеет квалификационный аттестат специалиста по работе с ценными бумагами (ФКЦБ России, 1998), сертификаты риелтора (Минимущества РФ, 1999), арбитражного управляющего (ФСФО России, 1999).
Кандидат экономических наук.
Трудовой путь начал в 1976 г. помощником машиниста экскаватора, затем взрывник, ст. инженер лаборатории, инженер-технолог комбината Ураласбест. В 1983-1985 гг. - секретарь комитета ВЛКСМ
Центрального рудоуправления комбината Ураласбест, с 1985-го - первый секретарь Асбестовского ГК ВЛКСМ, с 1987-го - секретарь Свердловского ОК ВЛКСМ.
В 1992-1994 гг. - нач. отдела, зам. председателя Фонда имущества Свердловской области. С 1994-го - первый зам. председателя Свердловского областного комитета по управлению госимуществом, с 1996-го - председатель ГУ Фонд имущества Свердловской области.
В 2000-2001 гг. - начальник управления аппарата полномочного представителя президента РФ в УФО. В 2001-2008 гг. - заместитель полномочного представителя президента РФ в УФО. С октября 2008-го - министр регионального развития Российской Федерации.
Владимир Путин, председатель правительства России
Наша задача - свести к минимуму бюрократические финансовые и другие издержки по всей цепочке - от бизнес-идеи и проекта до готового жилья, убрать все, что мешает быстро, качественно и недорого строить.
Годовой ввод жилья возрастет с 63 млн кв. м в 2011 году до 67 млн кв. м в 2013 году. В целом с 2011 по 2013 год планируется ввести 188 млн кв. м, из них жилье экономкласса составит 40% в 2011 году и 50% в 2013 году. Доля малоэтажного строительства должна увеличиться к 2013 году до 60%. К 2013 году объем предоставляемых ипотечных жилищных кредитов за год возрастет до 1 трлн 219 млрд рублей
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств, увеличится с 19% в 2011 году до 25% в 2013 году, коэффициент доступности жилья снизится с 4,3 в 2011 году до 4 в 2013 году. Уровень обеспеченности жильем должен вырасти с 22,4 кв. м на душу населения в 2011 году до 23,1 кв. м в 2013-м