Вчера в Челябинском областном суде стартовал громкий судебный процесс по делу о зверском убийстве четырех арестантов в Копейской колонии. Уникальность ситуации в том, что в преступлении обвиняются почти два десятка граждан начальников.
Напомним, что исправительная колония N 1 города Копейска Челябинской области стала известна на всю страну два года назад, когда в ней были забиты до смерти четыре осужденных. Поначалу тюремные руководители пытались обвинить в гибели арестантов... самих покойников. Якобы они подняли бунт, набросились на охрану, и та была вынуждена пустить в ход дубинки. Так сказать, в целях самозащиты.
Поначалу многие поверили этой версии, а местные власти даже пообещали квартиры "героям"-тюремщикам, особо отличившимся в подавлении вымышленного бунта. Однако в конце концов вместо наград граждан начальников ожидала скамья подсудимых. Как установило следствие, на самом деле тюремщики просто решили провести воспитательную работу с вновь прибывшими арестантами. Интересно, что многие бывшие заключенные, которым довелось побывать в Копейской колонии, рассказывали, что такие профилактические побои там были обычным делом. С помощью дубинок тюремщики, как говорится, ставили на место осужденных. И не находили в этом ничего предосудительного.
Неизвестно, как долго могла продолжаться эта практика, но 31 мая 2008 года в колонии случилась трагедия. Хотя поначалу все начиналось как обычно: в помещении транзитно-пересылочного пункта колонии тюремщики избили 12 вновь прибывших заключенных. Причем руки распустили не только рядовые охранники, но и руководители колонии. Следствие обвиняет в этом преступлении заместителей начальника учреждения Евгения Городова и Раиса Мухаметова, начальников отделов Дениса Симакова и Александра Зырянова, опер уполномоченного Пахрулу Антуева и еще девять сотрудников колонии. После такой бой-профилактики четверо осужденных скончались.
Но когда об этом доложили руководителю управления ФСИН по Челябинской области Владимиру Жидкову, тот понял и простил подчиненных. По крайней мере, так вытекает из дальнейшего хода событий. По данным следствия, он распорядился инсценировать бунт, и под его чутким руководством сотрудники колонии нанесли себе повреждения и порвали свою форменную одежду, имитируя последствия нападения со стороны заключенных. Кроме этого, считает следствие, Владимир Жидков сфабриковал рапорты своих подчиненных и позже подал документы с неверными фактами руководству тюремного ведомства. Однако, как он ни старался, убедить прокуратуру не смог. Поэтому теперь ему предстоит отвечать перед судом.
По делу проходят 18 подсудимых. 14 сотрудникам колонии предъявлены обвинения по статьям убийство, превышение должностных полномочий, заведомо ложный донос и служебный подлог. Еще четверо, в том числе генерал, обвиняются в укрывательстве особо тяжкого преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, заведомо ложном доносе. Уголовное дело насчитывает 176 томов.