05.08.2010 23:20
    Поделиться

    Рынок строительства начал возрождаться

    Нынешняя ситуация на строительном рынке существенно отличается от положения дел в прошлом году: активизировались инвестиционные проекты, возобновились крупные стройки, начала реализовываться государственная Транспортная стратегия.

    Два последних года были крайне сложными для строителей - кризис сказался и на инвестициях, и на государственных программах. Однако сейчас уже можно говорить о возрождении на рынке строительства. При этом одно из ведущих мест занимает транспортное направление.

    Об этом убедительно говорят финансовые показатели холдинга "Трансстрой". В 2008 году консолидированный оборот группы компаний составил около 43 миллиардов рублей, в 2009 году он понизился до 39 миллиардов. Теперь же холдинг не только вернулся к докризисным показателям, но и превзошел их - по результатам текущего года "Трансстрой" выходит на оборот в 46 миллиардов рублей. Учитывая далеко не последнее место холдинга на рынке транспортного строительства, можно сделать определенный вывод о векторе развития отрасли.

    - В прошлом году мы существовали в условиях резкого сокращения числа конкурсов и тендеров по проектам транспортного строительства, - говорит глава холдинга Иван Кузнецов. - Происходило планомерное урезание объемов финансирования по всем федеральным контрактам, были заморожены инвестиционные проекты и проекты государственно-частного партнерства. В этом году - картина иная. Государственная программа развития транспортной отрасли - Транспортная стратегия - начала реализовываться, несмотря на некоторое сокращение числа федеральных программ и объемов финансирования. Одновременно с этим компании, которые планировали строить большие инфраструктурные проекты, вернулись к своим отложенным планам. Появились, так сказать, первые ласточки. В текущем году уже дан старт нескольким масштабным инфраструктурным стройкам с частным финансированием или финансированием по принципу государственно-частного партнерства.

    Примеров возрождения деятельности по воплощению в жизнь крупных транспортных проектов немало, причем в разных регионах страны. Один из крупнейших - строительство комплекса по перегрузке сжиженных углеводородных газов в морском торговом порту Усть-Луга Ленинградской области. Руководство "Трансстроя", выступающего генподрядчиком, с большим воодушевлением относится к этому проекту, ведь аналогов ему по сложности в России нет. Перевалочная база, выполненная по уникальной, очень сложной технологии, будет принимать и перегружать на морские суда до 1,5 миллиона тонн сжиженного газа и 2,5 миллиона тонн светлых нефтепродуктов в год.

    Близится к концу строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Кердем-Нижний Бестях в Якутии протяженностью 808 километров. Этот проект, который "Трансстрой" осуществляет с 2005 года, тоже отличается повышенной сложностью исполнения: вечная мерзлота, крутые склоны сопок, наледи, осыпи, обвалы, водотоки, суровые погодные условия... Тем не менее, в апреле этого года транспортники пересекли границу Алданского и Хангаласского районов Якутии, а День строителя планируют встретить в Кердеме. По контракту срок окончания работ - 2013 год, но опыт корпорации позволяет привести рельсы в Нижний Бестях на год раньше установленного срока.

    Особое место в ряду проектов "Трансстроя" занимают проекты по модернизации аэропортов. Масштабная программа реализуется в "Шереметьево". Уже проведена реконструкция летного поля аэродрома, включая перроны, взлетно-посадочные полосы, и рулежные дорожки, построены очистные сооружения, установлено новое светосигнальное и радиолокационное оборудование. Но самым красивым и сложным объектом реконструкции является визитная карточка аэропорта - новый контрольно-диспетчерский пункт, выполненный в форме корабля, на самой высокой точке которого - 56 метров- из стекла натянут парус с мостиком впередсмотрящего.

    Одновременно идет строительство нового пассажирского терминала "А" международного аэропорта Внуково. 6 июля 2010 года состоялся ввод в эксплуатацию его первого пускового комплекса. Проект грандиозен - общая площадь терминала составляет 250 тысяч квадратных метров, а сам он имеет пять уровней, включая подземный, совмещенный с железнодорожной станцией аэропорта, и двухуровневую автотранспортную эстакаду. По своим инженерно-техническим и конструктивным особенностям новый терминал является уникальным и самым высокотехнологичным аэровокзальным сооружением в России.

    Еще одно достижение этого года - завершение возведения пяти причалов грузового порта Сочи, крайне важного для строительства олимпийской инфраструктуры. Три из них уже используются для швартовки и перевалки грузов, для запуска двух оставшихся строители активно ведут работы по дноуглублению акватории порта. Кроме того, в олимпийском Сочи "Трансстрой" ведет еще два проекта - строительство автомагистрали-дублера Курортного проспекта и устройство инженерной защиты Имеретинской низменности.

    Во многих отношениях уникален и возводящийся в Санкт-Петербурге футбольный стадион на Крестовском острове - ему предстоит стать первой ареной в городе, соответствующей международным стандартам УЕФА. В строительство стадиона неоднократно вносились коррективы, проект приходилось изменять в соответствии с новыми требованиями к спортивным объектам для проведения международных соревнований класса финалов и полуфиналов чемпионатов мира. Но сейчас строительство вышло на финишную прямую, руководство "Трансстроя" заверяет, что к концу 2011 года на стадионе ФК "Зенит", который будет лучшим стадионом России, пройдет первый матч.

    В портфелях ведущих представителей транспортного строительства сейчас примерно поровну объектов госзаказа и инвестпроектов. Но, судя по всему, в ближайшем будущем инвестиционная составляющая увеличится.

    - Именно привлечение инвестиционных денег подтолкнет транспортную отрасль к серьезному развитию. И поэтому, в современных условиях, наиболее перспективными являются форматы финансирования строительства объектов по принципу государственно-частного партнерства, - комментирует Иван Кузнецов. - Пока нам удобнее работать с государством, это объясняется долгосрочным опытом отношений и проработанным механизмом. С инвестиционным заказчиком работать несколько сложнее: каждый предлагает свою систему координат, свои подходы в ценообразовании. Но это и объяснимо - есть "болезнь роста". С увеличением числа проектов, я уверен, появятся стандартные схемы взаимодействия, удовлетворяющие все стороны контракта. В конечном итоге у нас одна цель - развитие транспортной инфраструктуры.

    Поделиться