Небольшой городок, расположенный в самом сердце Швейцарских Альп, тысячи любителей и знатоков классического искусства и известнейшие исполнители со всего мира съезжаются на один из престижных европейских фестивалей, отличающийся неординарностью программ, славящийся своей академией для юных музыкантов из разных стран, своими мастер-классами и уникальным молодежным интернациональным оркестром, созданным знаменитым дирижером Джеймсом Левайном семнадцать лет назад.
Впечатлениями от фестиваля мы попросили поделиться его гостя знаменитого композитора Родиона Щедрина.
Родион Щедрин: Я шестой раз на фестивале и должен сказать, что я - искреннейший почитатель этого огромного музыкального праздника. Фестиваль в этом году еще более сильный, чем обычно, потому что люди, которые сюда приезжают, - это первые голоса мира, я имею в виду первые голоса скрипки, виолончели, гобоя и так далее. Можно только подивиться, как удалось свести под одной крышей и мастер-классы, и академии, и концерты до позднего вечера. Молодые музыканты играют трудные программы. Это музыканты разных школ, манер, и они демонстрируют, как эти разные школы можно эффектно соединять, чтобы они взаимодействовали и дополняли друг друга.
Это совершенно поразительная атмосфера, которую сумел создать художественный руководитель фестиваля Мартин Энгстроем. Здесь музыканты ходят на концерты друг друга, что редчайшее исключение, восторгаются друг другом, делают технические замечания. Такой, я бы сказал, музыкантский клуб.
Я помню свои студенческие годы, когда мы ходили на концерты Глиэра, Кнушевицкого. Раньше это были чудные традиции цехового братства, которые, мне показалось, сейчас утеряны. Каждый за себя, у каждого амбиции: я первый, я лучший. Каждый хочет сорвать шквал аплодисментов, получить максимальный гонорар, даже не с точки зрения обогащения, а чтобы показать своему коллеге, что он лучше. А вот Мартину удалось сделать, что музыканты с мировым именем сюда приезжают фактически бесплатно, за символические гонорары, ничего общего не имеющие с тем, что они получают на других концертных площадках. Потом сюда не так просто добраться, эта дорога, петляющая в горах, все-таки 1700 метров - это высота, не для каждого приемлемая.
Российская газета: Какие впечатления от исполнителей наиболее сильные?
Щедрин: Было несколько концертов экстра-класса. Например, с участием Леонидоса Кавакоса. Музыканты играли Брамса, Шумана, Шостаковича. Было поразительное исполнение "Весны Священной" Стравинского молодежным интернациональным оркестром под управлением Даниэля Хардинга. Мне безумно понравилось исполнение октета Мендельсона. Восемь замечательных струнников играли, и было видно по их лицам, как они наслаждались этой игрой, как смотрели друг на друга, как общались. Мендельсон написал это произведение, когда ему было 16 лет, можно этому только поражаться. Блестящие наши музыканты - Юрий Башмет, Николай Луганский, Миша Майский. И потом, здесь столько романтики: переменная погода, шум дождя слышится, и, если идет гроза, приходится даже останавливать концерт, и тут же запрашивается Женева - как движется грозовой циклон? И - дружелюбная публика, знающая, с благоговением внимающая всему.
РГ: Кто из молодых музыкантов на этом фестивале особенно привлек ваше внимание?
Щедрин: В прошлом году здесь состоялась мировая премьера моего сочинения для фортепьяно соло, которое называется по-русски "Простые страницы". Исполняла этот цикл Юджа Ванг, молодая блистательная пианистка, общение с которой доставило мне огромную радость, потому что у нее не только потрясающая техника, но у нее душа, сердце, ум. Сейчас на этом фестивале она снова имела триумфальный успех, она была из молодых звезд номер один. Я слышал, как она играла Шумана, прелюдии Скрябина, Листа. Это было просто потрясающе, как она играла "Крейцерову сонату". Когда мы с Майей пришли ее поздравить, я спросил: сколько раз ты это уже играла? Она сказала: первый, это была премьера, и я страшно волновалась.
РГ: Почти каждый раз на фестивале в Вербье у вас премьера?
Щедрин: У меня было несколько произведений, которые писались специально для этого фестиваля. То, что исполнялось в этом году, нельзя назвать премьерой. В силу занятости я не мог этого сделать. Мое сочинение исполнял фестивальный камерный оркестр, это концерт для трубы и для скрипки. Виртуознейший был трубач из Франции. Для меня все здесь начиналось более десяти лет назад, тогда Максим Венгеров играл мой скрипичный концерт. Я рад, что меня судьба сдружила, свела с этим фестивалем. Мартина Энгстроема я вообще считаю Дягилевым наших дней. В мире много различных фестивалей, именитых, древних, но этот - уникальный. Здесь начинаешь понимать, что Ницше был прав, сказав: "Если мир уйдет в преисподнюю, значит, так было надо, но жалко музыку..."