Одним из значимых инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности представляется льготирование порядка налогообложения затрат, связанных с фондом оплаты труда (в части льготирования взносов на социальные отчисления) и научно-исследовательские работы.
В настоящее время ФЗ N 212-ФЗ от 24.07.2009 г., регулирующий порядок исчисления страховых взносов, не предусматривает льгот для компаний, осуществляющих инновационную деятельность. Если меры не будут приняты в ближайшее время, учитывая планируемое увеличение суммарного страхового тарифа до 34% в 2011 году, повышенная налоговая нагрузка на инновационные компании, доля расходов на оплату труда у которых может достигать 70%-80%, окажет негативное влияние на их функционирование.
Это прежде всего относится к ИТ-отрасли. До 2009 года ряд компаний пользовались льготной регрессивной шкалой по ЕСН, в результате чего эффективная ставка обложения ЕСН составляла около 14%. Сейчас такие компании платят страховые взносы, исходя из общего суммарного страхового тарифа 26% (с 2011 года такой тариф будет повышен до 34%).
Сейчас идут активные обсуждения в отношении возможности предоставления льготного страхового тарифа тем компаниям из сферы ИТ, которые пользовались льготной шкалой ЕСН до 2009 года. Кроме того, в процессе согласования и расширение перечня возможных получателей льготы до организаций, занимающихся разработкой программного обеспечения не только иностранным покупателям, но и реализующих продукты интеллектуального труда на внутренний рынок. Планируется, что столь ожидаемые ИТ-сообществом поправки в законодательство будут внесены на рассмотрение в Государственную Думу в ближайшее время.
В отношении затрат на НИОКР следует отметить, что НК РФ предусмотрены существенные меры поддержки организаций, осуществляющих НИОКР, среди которых:
возможность единовременного учета расходов на НИОКР, не давших положительного результата; возможность учета определенных расходов по НИОКР (в том числе, не давших положительного результата) в размере 150% (по перечню правительства РФ, установленного постановлением от 24.12.2008 N 988).
Однако применение норм по НИОКР на практике вызывает вопросы. В частности, определение НИОКР, содержащееся в 262-й статье НК РФ, является достаточно общим, что вызывает затруднения при определении правомерности отнесения понесенных расходов к расходам на НИОКР в понимании НК РФ. Более того, для определения соответствия НИОКР, выполненных компанией, видам работ, указанным в перечне правительства РФ, в целях применения повышающего коэффициента, Министерство финансов РФ рекомендует обращаться в Министерство образования и науки РФ (письмо от 16.07.2009 N 03-03-06/1/472).
Также остается актуальным вопрос о порядке учета результатов НИОКР, в результате которых налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. В соответствии с НК РФ такие результаты могут быть признаны нематериальным активом организации, и в случае невозможности определения срока полезного использования, амортизировать полученный нематериальный актив в течение 10 лет, тогда как расходы на НИОКР, не давшие положительного результата, могут быть учтены в составе расходов единовременно.
В планах правительства РФ - дальнейшее совершенствование порядка учета расходов на НИОКР путем конкретизации статей расходов, относимых к расходам на НИОКР, уточнение перечня в целях применения коэффициента 1,5. Будем надеяться, что планируемые изменения сделают рассматриваемую норму НК РФ более понятной и широко используемой на практике.
В целом, мы, как бизнес-консультанты, видим, какая большая работа проделывается государством и бизнес-сообществами для поддержания инновационного пути развития России. Однако требуется продолжение серьезной совместной работы направленной на то, чтобы нормы налогового стимулирования не вызывали у налогоплательщиков затруднений при их применении на практике.