Если в Ираке практически все наделенные властью политики в один голос заявляют о том, что ровным счетом ничего не угрожает национальному единству и целостности государства, значит, наверняка в действительности ситуация выглядит еще хуже, чем ее описывают иракские оппозиционеры. Тем временем в Вашингтоне упорно не хотят смотреть правде в глаза.
В понедельник командующий войсками США в Ираке генерал Реймонд Одьерно торжественно объявил: иракские силы готовы полностью взять на себя функции по поддержанию безопасности в стране. Днем ранее в Абу-Грейбе прошла церемония проводов последней американской боевой бригады. В тот же день премьер-министр Ирака Нури аль-Малики дал понять, что только нащупал возможный сценарий вывода страны из тяжелого политического кризиса. Иными словами, пока совсем не понятно, кто в итоге и как будет руководить иракскими вооруженными силами. То есть кто будет отдавать приказы? А, как известно, без четкого руководства любая армия - это всего лишь большая группа до зубов вооруженных людей. И не известно, по кому она начнет стрелять.
Когда в 2008 году между Вашингтоном и Багдадом была достигнута принципиальная договоренность о выводе из Ирака американских боевых частей до 31 августа 2010 года, эксперты предупреждали, что подобное решение станет благом для иракского народа только в том случае, если параллельно к тому же сроку удастся создать не только боеспособные иракскую армию с полицией, но и стабильную политическую систему. Однако время шло и об экспертном уточнении успешно забыли. В первую очередь в Вашингтоне, где 31 августа 2010 года превратилось в почти мифическое число. Аналитики договорились до того, что строгое выполнение намеченного графика является чуть ли не главной панацеей от почти всех, в первую очередь финансовых, проблем Пентагона.
Лукавства в данном рассуждении, впрочем, значительно больше, чем трезвого расчета. Ведь согласно соглашению от 2008 года до 31 августа этого года из Ирака должны уйти лишь 15 тысяч из расквартированного сейчас на иракской земле 65-тысячного американского военного контингента. Иными словами, с 1 сентября и до 2012 года еще 50 тысяч солдат будут ежемесячно усваивать миллиарды из оборонной сметы США. Причем 2012 год - абсолютно условная единица. Американские политики и не скрывают, что они готовы задержать своих солдат в Ираке и после указанного срока. Стоит лишь иракскому правительству попросить об этом. О том, насколько "самостоятельны" власти Ирака при принятии подобных решений, даже не стоит говорить.
Впрочем, все вышеописанное остается за скобками официальной позиции Вашингтона. "Характер нашего присутствия в Ираке меняется - на смену военным усилиям, предпринимаемым нашими войсками, придет поддержка в гражданской сфере, которая будет осуществляться нашими дипломатами", - заявил на днях президент США Барак Обама. Никто из присутствовавших при этом, однако, не попросил его уточнить, означает ли это, что с первого сентября весь пятидесятитысячный военный контингент получит дипломатические паспорта. Вместо этого генерал Реймонд Одьерно предпочел поговорить о готовности иракских сил в одиночку справиться с ситуацией в стране: "Я думаю, они смогут с этим справиться. Мы считаем, что они готовы принять на себя управление всеми операциями в Ираке".
При этом Одьерно специально подчеркнул, что темпы вывода войск никак не привязаны к процессу формирования в Багдаде нового правительства. А ведь как раз о том, что привязка тут должна быть стопроцентной, и говорили эксперты.
В действительности же в Ираке с марта этого года, когда состоялись последние всеобщие выборы, царит политический хаос. Партиям никак не удается сформировать действующее коалиционное правительство. Не нужно быть большим знатоком ситуации в Ираке, чтобы понять, что в подобной внутриполитической обстановке передача всей полноты ответственности иракским силам без единоначальства может оказаться губительной для целостности страны. А может, как раз этого и добиваются стратеги в Вашингтоне?