Новости

10.08.2010 00:20
Рубрика: Экономика

Хладагент не выходит на связь

Крупные партии кондиционеров привезут в нашу страну не раньше следующего года

Вчера в "Российскую газету" поступила информация, что на таможне в российских портах "застряли" крупные партии кондиционеров, которые могли бы восполнить серьезный дефицит климатической техники в магазинах Центральной России.

Один из экспертов "РГ" по климатическим рынкам предположил, что кондиционеры могли задержать из-за наличия в них озоноразрушающего хладагента R22. Согласно обязательствам Монреальского протокола, который наша страна подписала в начале 90-х, Россия с этого года должна ограничить потребление вредных для озонового слоя веществ до одной тысячи тонн. Это, для сравнения, на 133 тонны меньше, чем в 2008 году.

Сейчас готовится постановление правительства о квотировании хладагентов, а в следующем году производители ждут закона, запрещающего ввоз в нашу страну озоноразрушающей техники. В том числе и многих кондиционеров экономкласса, которые работают на хладагенте R22. "Возможно, на таможне слишком рьяно проверяют кондиционеры, хотя пока законодательных оснований для этого нет, - предположил эксперт "РГ", пожелавший остаться неизвестным. - Весной этого года некоторые поставщики уже сталкивались с проблемами "заторов": кондиционеры, в которых содержался R22, могли продержать на границе две-три недели".

Кондиционеры могли "застрять" в двух портах - в Новороссийске и в Санкт-Петербурге. Однако в местных таможенных управлениях нас заверили, что никаких заторов, связанных с климатической техникой, у них не возникало. Информацию не подтвердили и крупнейшие поставщики этого товара. "Вряд ли в августе у кого-то могли быть крупные поставки кондиционеров", - отметил Алексей Шаблий, руководитель одного из крупнейших дистрибьюторов климатической техники в России. И пояснил, что подавляющее большинство кондиционеров, которые везут в Россию, производятся в странах Азии. А с момента оформления заказа на китайском, корейском или японском заводе до появления техники в России должно пройти не меньше трех месяцев. Как минимум 35 дней тратится на изготовление, 45 дней - на транспортировку и 10 - на "непредвиденные расходы", из которых таможня занимает 1-2 дня.

"Чтобы партия пришла в августе, ее надо было заказывать в мае, - развивает тему директор маркетингового агентства по исследованию рынков климатической тематики Георгий Литвинчук. - Тогда никто из поставщиков и не предполагал, что в августе может быть такой дефицит кондиционеров, поэтому крупных заказов не было". Климатическая техника, которую заказывали во время июньского и июльского ажиотажа, доедет до России не раньше сентября или октября. Но и эти поставки, скорее всего, нельзя будет назвать крупными. "Климатический рынок России имеет очень большую сезонность, - поясняет Георгий Литвинчук. - В прошлом году 65 процентов от всего объема продаж пришлось на июнь и июль. Поэтому вряд ли поставщики стали бы заказывать в больших объемах кондиционеры, которые приедут только к октябрю".

Тем временем

Стоимость работ по установке сплит-систем растет этим летом в геометрической прогрессии. При этом появилось много самостоятельных монтажных бригад, которые не имеют отношения к магазинам бытовой техники. До жары за монтаж кондиционера брали в среднем 6 тысяч рублей, в середине июля срочная установка кондиционера стоила 10-12 тысяч рублей. Сейчас за срочность придется заплатить 15-30 тысяч рублей.

Экономика Товары и цены Аномально жаркое лето 2010 года
Добавьте RG.RU 
в избранные источники