Стартовала вызвавшая много шума и споров программа по привлечению в российские вузы научных "звезд". На призыв минобрнауки участвовать в конкурсе отозвалось более 500 ученых, среди которых немало с мировым именем.
Цель амбициозной программы - вернуть науку в вузы. Именно потянув за это звено, минобрнауки намерено решить самые острые проблемы нашей науки - ее старение и снижение уровня исследований. Ориентир - университеты США, где и делается американская наука. В России сегодня исследованиями занимаются не более 15 процентов вузовских преподавателей. Значит, далеки от науки и студенты, а без нее образование становится, по сути, бессмысленным. Оно превращается в перемалывание учебников, написанных много лет назад.
По задумке авторов новой программы, в российские вузы должна прийти наука мирового уровня. Чтобы ее заманить, выделена беспрецедентная сумма в 12 миллиардов рублей, а каждый из победителей конкурса получит 150 миллионов рублей. Он обязан в течение двух лет создать в одном из российских вузов лабораторию мирового уровня, где ежегодно работать не менее четырех месяцев. Простой расчет показывает, что победителей должно быть около 80 человек. Их имена назовет группа экспертов. Конечно, всех волнует, а судьи кто? Ведь наши конкурсы, как правило, вызывают множество вопросов, подозрение в предвзятости и келейности. На этот раз все должно быть "как у людей", как это принято на Западе.
Впервые в экспертизе помимо отечественных ученых будут участвовать и авторитетные зарубежные специалисты. Причем один том заявки обязательно должен быть подготовлен на английском языке. Чему отдается предпочтение?
- Эксперты в первую очередь будут обращать внимание не на то, какие исследования будут проводиться в вузе под руководством приглашенного ученого, - заявил заместитель директора департамента международной интеграции минобрнауки Игорь Проценко. - Главный критерий - удастся ли сформировать в вузе лабораторию мирового уровня и обеспечить ее дальнейшее развитие после завершения проекта. Проект должен обеспечить модернизацию вуза в целом, помочь совершить качественный скачок в развитии.
Кто же откликнулся на министерский призыв? Из 517 заявок 129 пришли из-за границы. Среди желающих есть настоящие "звезды". Это наши соотечественники, сделавшие за границей себе имя в мировой науке, к примеру, Павел Певзнер, Глеб Сухоруков, Владимир Винокур, Александр Кабанов, Борис Животовский и т.д. С ними будут соперничать тоже ставшие кандидатами на победу в конкурсе известные российские академики, скажем, Владимир Фортов, Александр Чубарьян, Николай Добрецов, Владимир Дебабов, Эрик Галимов, Дмитрий Кнорре и т.д. Лидеры по числу приглашенных варягов очевидны: МГУ, Московский физтех, Санкт-Петербургский и Новосибирский госуниверситеты, Томский государственный и политехнический университеты.
Есть среди претендентов и Константин Северинов, который не раз выступал на страницах "РГ". Он американский профессор, несколько лет назад вернувшийся в Россию, где в Москве возглавил две лаборатории. В США у него осталась научная группа. Как же он намерен совмещать столько мест работы?
- Если удастся победить в конкурсе, то придется из одной московской лаборатории уйти, - говорит Северинов. - Что касается США, то там у меня высококлассный коллектив, с которым мы сотрудничаем много лет, им не требуется моя постоянная опека. Львиную долю времени придется посвятить созданию лаборатории в Питере. Конечно, проект грандиозный, даже по западным меркам пять миллионов долларов - огромная сумма. Но за два года создать лабораторию мирового уровня и получить хорошие результаты - задача крайне сложная. Отсюда и главное требование конкурса - дать импульс вузовской науке, чтобы, когда варяги уйдут, она покатилась по построенным ими рельсам.
По словам Владимира Фортова, академика-секретаря Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН, директора Объединенного института высоких температур РАН, подавшего проект совместно с Нижегородским университетом, у него нет никаких проблем с тем, чтобы четыре месяца руководить этой вузовской лабораторией: "Во-первых, я давно сотрудничаю с этим вузом, и мы понимаем друг друга с полуслова. Во-вторых, буду там работать во время отпуска, а это два месяца в году".