09.08.2010 23:20
    Поделиться

    Мушег Мамиконян: Очень скоро можем наблюдать спекулятивный рост цен

    К 2020 году Россия планирует вывозить за границу в десятки раз больше птицы и свинины

    Правительству РФ поручено разработать стратегию развития мясного животноводства до 2020 года. Причем приоритетной задачей обозначено не насыщение потребностей внутреннего рынка продукцией местного производства, а увеличение экспорта мяса. Мы встретились с президентом мясного союза России Мушегом Мамиконяном, чтобы узнать какой бизнес-сообщество видит агропродовольственную политику РФ.

    - В связи с небывалой засухой в средней полосе России некоторые эксперты бьют тревогу, что кормить животных будет нечем, поэтому поголовье может пойти под нож. Обоснованы ли эти опасения? Как эта ситуация может повлиять на цены?

    - Пока на мясном рынке мы видим более или менее уравновешенную цену. Если же заглядывать вперед, то многое будет зависеть от урожая следующего года. Потому что текущих остатков зерна едва может хватить на период засухи. Очень скоро можем наблюдать спекулятивный рост цен, и больше всего будет переизбыток предложений на говядину. Особенно в молочном производстве, так как здесь хозяйства привязаны к количеству заготовленного сена. Ведь большая часть поголовья сейчас находится у малых и средних фермеров, поэтому очевидно, что они постараются забить больше скота из-за отсутствия кормовых запасов. А о частных подворьях и говорить не приходится.

    Таким образом, снижение стоимости говядины и свинины из-за переизбытка предложения на рынке будет продолжаться до конца этого года. Тем более после того, как придут к нам куриные окорочка, давление на мясной рынок будет еще больше увеличено. А потом из-за дефицита на все виды мяса во втором квартале следующего года может быть резкий скачок цен, однако здесь многое зависит от импорта.

    - Объемы производства мяса птицы и свинины за последние годы только увеличиваются, а говядины, напротив, уменьшаются. С чем связан такой дисбаланс?

    - Производство говядины из-за недооценки объемов его потребления и соотношения с другими видами мяса стагнирует. Этот процесс будет продолжаться еще долгое время. То количество говядины, которое потребляется на нашем рынке, связано с его недостаточно высокой ценой относительно свиноводческой продукции. Я глубоко убежден, что объемы рынка говядины должны определяться платежеспособностью населения. И что мы видим? При равных условиях производитель выбирает птицу и свинину, так как затраты здесь намного ниже, чем при производстве говядины. Причем за последние 10 лет идет процесс оздоровления молочного скотоводства.

    В Государственной программе АПК заложены 3 млрд рублей для поддержания мясного скотоводства. Очевидно, что на широкомасштабную поддержку всех подотраслей этих средств недостаточно. Решить кардинально ситуацию с производством говядины в краткосрочный период не получится. Эти ресурсы достаточны только для развития единичных проектов. Озабоченность падением объемов производства говядины важна, но, с нашей точки зрения, более значима программа улучшения молочного стада и поддержка роста производства мяса птицы и свинины как наиболее экономически доступных видов мяса для населения. В ближайший год мы достигнем потребления птицы в объеме 45-50% от рынка мяса, свинины - 30%.

    - По итогам 2009 года наша страна по самообеспеченности потребностей в мясе вышла на уровень 72%. Тогда почему на полках сетевых супермаркетов лежит, в основном, импортная продукция?

    - Для удобства попадания на полки супермаркетов через оптовые организации импортеры получают пока значительные преимущества. Они лучше отечественных производителей владеют каналами сбыта. Вся логистика у них в руках. Договорные отношения с сетевым ретейлом у импортеров мяса тоже сложились давно и всех устраивают. Поэтому мы и видим в рознице достаточно большую долю импортного мяса. Но это временное явление, так как по всем фронтам идет вытеснение привозной продукции с рынка.

    Что конкретно не хватает отечественному животноводству? Во-первых, упаковочных материалов, на которые лишь относительно недавно начали обращать внимание наши производители. Во-вторых, должны быть сформированы склады как для замороженного, так и для охлажденного мяса. Организуются специальные цеха для разделки мяса. Я думаю, что отечественным мясопереработчикам под силу все это сделать в ближайшее время.

    - Одна из главных задач разрабатываемой сейчас стратегии развития мясного животноводства - увеличение экспорта мяса. В минсельхозе полагают, что к 2020 году РФ может увеличить экспорт мяса птицы до 400 тысяч тонн, свинины - до 200 тысяч тонн против нынешних 10 тысяч тонн в общей сложности. Насколько реально, на ваш взгляд, совершить такой резкий скачок за десять лет?

    - Мы выступали за то, что по примеру других держав должны выступать не только импортерами, но и экспортерами мяса. Одни виды животной продукции нужно покупать, другие - продавать. Яркий пример тому - птицеводство. В нашей стране превалирует потребительский спрос на темное куриное мясо (окорочка), возможно в силу того, что недостаточно развито ресторанное производство, где используется белое мясо птицы. Поэтому "куриных грудок" у нас в излишке, их цена падает. Я считаю, что самым эффективным решением в данном случае стала бы продажа белого мяса кур на экспортные рынки зернодефицитных стран. Ведь в основном экспорт зерна ориентирован на страны, в которых существует нехватка земельных угодий - таких, как пашни и пастбища. К таким странам относятся государства Ближнего Востока, Африки, Персидского залива, а также Китай. Поэтому если мы сможем обеспечить экономики этих стран не только зерном, но и мясом, значительно вырастет геополитический интерес этих стран к РФ.

    Кроме того, считаю ошибочным, когда у нас в стране тратятся значительные средства на хранение мяса говядины на кости. Эти ресурсы, на наш взгляд, более эффективно можно было бы использовать на производство консервов из мяса птицы. Во-первых, это малозатратное производство, а, во-вторых, в последнее время во всем мире удвоился рынок производства птичьих консервов и мировая торговля этой продукцией будет только расти.

    - Инвесторы готовы вкладывать свои средства в эти проекты?

    - Для этого необходимо, чтобы на государственном уровне была одобрена эта стратегия. И, конечно, многое в итоге зависит от того, какими будут конкретные меры, которые будут стимулировать вывоз мяса за границу. Сегодня необходимы экспортопоощряющие субсидии для вывоза за рубеж куриной продукции. Дело даже не в количестве мяса птицы, которое мы вывезем, а в том, что мы сможем предпринять в ближайшие два-три года.

    Поделиться