Приемная кампания этого года обещает стать совсем "неприемной" для некоторых частных вузов России. Анализируя ход летнего набора (который кое-где так и не начался), приходится констатировать - из большой демографической ямы, образовавшейся в стране в последнюю десятилетку XX века, системе высшего профессионального образования негосударственной формы собственности выбраться будет крайне сложно. Нынешний год особенно непростой - школу окончили всего 843 тысячи выпускников. Демографический спад составит 20%, и, судя по числу родившихся в 1993 году, все вузы России недосчитаются около 200 000 абитуриентов. Кризис же, судя по кривой рождаемости, закончится в 2020 году, когда абитуриентами станут рожденные в 2002-2003 годах.
По мнению председателя Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) Владимира Зернова, в "неурожайную десятилетку" выживет только каждый второй негосударственный вуз.
- Не пострадают вузы, традиционно дающие высококачественное образование, а также те, кто сможет компенсировать потери по набору за счет своей необразовательной коммерческой деятельности, например, продажи патентов на изобретения ученых вуза, - говорит Зернов. - А перекладинами лестницы из демографической ямы для частных вузов страны станут улучшение качества образования, развитие науки и инноваций, а также оптимизм, благодаря которому они до сих пор на плаву.
Солидарен с коллегой и ректор Института управления, бизнеса и права (ИУБиП, Ростов-на-Дону) Имран Акперов.
- Демографическая яма на хороших частных вузах, которые к тому же правильно себя позиционируют в обществе, негативно не отразится, - считает Акперов, - а вот слабым придется нелегко.
Уверенно говорить о том, какие частные вузы окажутся в числе "слабых" в этом году, пока преждевременно. Дело в том, что зачисление в государственные вузы проводилось в две волны. Первая была с 27 июля по 5 августа, а вторая (если в вузе остались вакантные места) - с 5 по 10 августа. И многие абитуриенты все еще надеются на заветное бюджетное место.
Но в вузах негосударственного сектора справедливо полагают, что к середине августа многие из не поступивших на "бюджет" начнут задумываться об обучении на платной основе. Но что они выберут - государственный или частный вуз, покажет время.
Пока же можно только оперировать статистикой поданных заявлений. Кстати, напомним, что с этого года списки абитуриентов по всем специальностям вузы обязаны обнародовать на своих сайтах.
К примеру, на сайте Института международной торговли и права (ИМТП, Москва) 2 августа в списке значилось всего 89 абитуриентов. Рентабельно ли обучать столь немногочисленный контингент? В приемной комиссии ИМТП ответили: рентабельно, и для их вуза это хорошие цифры, такие же были в прошлом году.
В АНВУЗ информации о предварительных итогах набора пока еще нет, однако туда уже поступают звонки от руководства некоторых институтов, которые не смогли осуществить прием на первый курс. Среди них, к примеру, Академический институт прикладной энергетики (АИПЭ, Нижневартовск). Всем им в ассоциации советуют непременно доучить студентов-старшекурсников и не думать о закрытии.
И еще: в тех вузах, где абитуриентами обижены не были, наметились весьма интересные тенденции. Вот так, по данным АНВУЗ, выглядит ТОП пяти самых популярных специальностей 2010 года в негосударственных вузах: экономика, юриспруденция, менеджмент организации, туризм и прикладная информатика. В прошлом году картина профессиональных предпочтений абитуриентов отличалась немногим: экономика, юриспруденция, прикладная информатика, туризм, связи с общественностью, PR.
Выходит, что желание стать экономистами и юристами среди молодых людей (а также их родителей) в нашей стране не угасает. А вот "связи с общественностью" серьезно "сдали". К примеру, в приемной комиссии Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) сообщили, что у них на эту специальность ни одного заявления. В Институте государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ, Москва) на ранее популярной специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" к началу августа всего два поданных заявления.
Судя по всему, не оправдается риск ряда частных вузов, которые взялись за дорогостоящую организацию технических факультетов, где готовят по таким специальностям будущего, как "Прикладная информатика в экономике", "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем", "Информационные системы и технологии", "Математические методы в экономике" и "Комплексная защита объектов информатизации".
К примеру, в Гуманитарном университете (ГУ, Екатеринбург) спрос на "Прикладную информатику" в сравнении с прошлым годом существенно ниже. Самым невостребованным в Российском новом университете (РосНОУ, Москва) стал ранее весьма успешный факультет информационных систем и компьютерных технологий. Эксперты это явление считают вполне закономерным, поскольку на технические направления в этом году спрос оказался меньше, чем предложения бюджетных мест.
Правда, есть исключения. По словам ректора ИУБиП Имрана Акперова, в его вузе специальность "Прикладная информатика" все также пользуется большим спросом. Аналогичная ситуация и в Региональном открытом социальном институте (РОСИ, Курск). Возможно потому, считают в АНВУЗ, что в отличие от регионов в мегаполисах бюджетных мест по данным направлениям более чем достаточно.
В некоторых вузах обрела популярность новая специальность "Менеджмент организации" (она же "Управление персоналом", к примеру, в ГУ Екатеринбурга). В МНЭПУ все также велик интерес к эколого-политологическим направлениям, а в Московской финансово-промышленной академии (МФПА) лидирует "Менеджмент в девелопменте".
- Судя по числу заявлений, поданных в этом году в наш университет и ряд других частных вузов, устойчивый интерес к высшей школе есть, - рассказал ректор ГУ Лев Закс. - Причем наблюдается тенденция роста заинтересованности именно к частным вузам.
По словам ректора, вероятно, доверие к негосударственному образовательному сектору, вопреки сложившимся стереотипам, в обществе все же установилось. За 20 лет существования частного образования в России к этим вузам просто привыкли и осознали, что далеко не везде это "предприятия по выдаче дипломов". Не последнее место в этом процессе за маркетинговыми и PR-инструментами.
- Не было ни дня с начала образования нашего университета, когда бы мы не задумывались о его пиар-продвижении, - добавил Лев Закс. - Конечно, сочувствую коллегам, которым в этом году не повезет, но таков наш бизнес, что надо учитывать все риски и заранее готовиться к ним.