Вот уже третью неделю Центральная Россия задыхается от дыма. Пожалуй, в худшей ситуации оказались жители Московской, Рязанской и других областей, на территории которых или поблизости горят торфяники.
Люди реально задыхаются и естественно поэтому, что самым востребованным товаром стали простые и вроде бы доступные марлевые маски. Но, как выяснилось, доступны они не всем.
Корреспонденты "РГ" обошли несколько десятков московских и подмосковных аптек, и далеко не везде им удалось купить эти защитные изделия. По данным Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), в эти горячие дни спрос на маски в среднем по стране вырос на 30-62 процента, в отдельных аптеках он увеличился в 20-30 раз. Среди регионов лидером продаж стал Нижний Новгород: здесь спрос вырос на 500 процентов. В Москве - на 150 процентов.
Неудивительно, что маски сметают с прилавков в считаные часы. Удивительно, что при таком повышенном спросе они не поступают в аптеки так же быстро, как и распродаются.
Звонок в минздравсоцразвития не принес желаемого результата. "Аптеки нам не подчиняются, это же бизнес", - сказал представитель пресс-службы. Но при этом сообщил, что на складах защитные средства есть, просто не сработала вовремя логистика.
Он посоветовал обратиться в ассоциацию аптекарей, которая вроде как и должна разрулить проблему. Таким образом, можно сделать вывод: этот рынок регулирует сам бизнес, но министерство здравоохранения и социального развития все же "держит ситуацию под контролем".
Исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева не стала отрицать, что в некоторых аптеках есть перебои, но ассоциация делает все, чтобы оперативно решать проблему, перераспределяя товарные запасы по аптекам, делая новые заказы поставщикам.
Заранее прогнозировать ситуацию и управлять спросом на маски сложно, говорит Нелли Игнатьева, поскольку этот спрос возникает один-два раза в год. Например, когда в мире "свирепствовал" свиной грипп, аптеки затарились дорогостоящими "зимними масками", которые до сих пор не могут реализовать. Поэтому запасаться товаром, который неизвестно когда начнут раскупать, бизнесу не интересно.
Не интересны такого рода товары и государству. Оно сегодня регулирует лишь часть аптечного рынка. Первое - это 500 жизненно необходимых и важных лекарственных средств, на которые регулируется только цена. И второе - препараты по ДЛО (дополнительному лекарственному обеспечению) льготных групп населения. По ДЛО лекарства поступают по госзаказу. Еще есть перечень стратегически важных лекарств, состоящий из нескольких десятков наименований, утвержденный мин здравсоцразвития, производство которых к 2015 году должен организовать минпромторг.
Понятно, что марлевые маски не стратегическая продукция и тем более не лекарство. Понятно также, что на марлю, зеленку и прочую мелочь госзаказ тоже не распространяется - аптеки закупают это добро по собственному усмотрению. Правда, простые вещи могут входить в так называемый "минимальный ассортимент", то есть обязательно должны присутствовать в аптеке. Но это еще не значит, что этот ассортимент полностью удовлетворит внезапно возникший спрос.
Сказать точно, сколько отечественных предприятий производит эту нехитрую продукцию, сложно. По экспертным оценкам, менее десятка. Но можно точно сказать, что в качестве изделия медицинского назначения марлевые повязки выпускает только одно предприятие в стране - завод по производству медицинских перевязочных средств "Ахтамар" в городе Иванове - только он имеет регистрационное удостоверение Росздравнадзора на эти изделия. Все остальное, что у нас производится, - это предметы гигиены с другими техническими требованиями.
Заметим, что российские производители выпускают именно марлевые маски в 4-6-8 слоев, которые можно использовать многократно. А то, чем мы в основном сейчас пользуемся, это в основном китайские маски из нетканого материала, 2-3-слойные, которые нужно менять через каждые два часа.
Можно предположить, что из-за чрезвычайных экологических условий у ивановского предприятия нет отбоя от заказов. Ничуть не бывало. Как сообщил директор по развитию Олег Быков, объем производства не увеличился. Буквально вчера поступил заказ из Москвы, а до сих пор работа шла в обычном режиме. (Видимо, это тот самый заказ, о котором на днях говорил глава столичного здравоохранения: мол, в столице есть 1,2 миллиона штук и скоро поступит еще 600 тысяч.) Он также сомневается, что в будущем следует ожидать больших заказов, поскольку себестоимость китайских и российских масок отличается раз в 10, а цена в рознице практически одинакова. Кстати, когда прошлой осенью возникла страшилка со свиным гриппом, заказ был сделан именно китайцам, а не своим производителям.
Государство постепенно избавляется от всякого рода "избыточных функций". Не берусь судить о том, какие функции действительно избыточны, а какие мы выплеснули с водой как ребенка. Но всем очевидно, что ситуация, в которой оказались жители торфяного региона, ненормальна. В Москве, по официальным данным официальных властей, смертность в последние дни увеличилась практически вдвое. А государство в лице чиновников от здравоохранения способно лишь дать нам добрый совет.
Между тем следом за пожарами эксперты прогнозируют новые угрозы - ураганы, холеру и т.п. Значит, завтра могут потребоваться, и в большом количестве, например, хлорка, активированный уголь и прочая нестратегическая мелочь, которая сегодня не интересна ни бизнесу, ни государству.