10.08.2010 23:35
Поделиться

На рынке фитнес-услуг Ростовской области обостряется конкуренция

За последние полтора года в донской столице появились 15 новых тренажерных залов и фитнес-центров. И это несмотря на то, что количество клиентов не увеличивается, а рентабельность бизнеса снизилась с 35 до 25 процентов.

Цена входного билета

По оценкам экспертов фитнесом занимаются всего 2-3 процента ростовчан. А насыщение рынка происходит, когда тренажерные залы посещают не менее 10 процентов.

- Перед тем, как прийти на рынок, наш фитнес-оператор заказал маркетинговое исследование, согласно которому в Ростове работают около 90 предприятий фитнес-индустрии, - утверждает директор ростовского филиала столичного сетевого проекта Елена Подгорная. - Мы учитывали и крупные центры, и тренажерные залы, рассчитанные на различных клиентов: от премиум-класса до самого демократичного сегмента. Это очень благоприятная ситуация для вхождения на рынок. Ведь, к примеру, в Стокгольме, где вместе с пригородами проживает около миллиона человек, действуют больше тысячи фитнес-клубов. Если бы не финансовые неурядицы, количество таких центров увеличивалось бы гораздо быстрее, потому что емкость рынка пока еще достаточно велика. Надо учесть, что среди населения растет понимание того, что фитнес - это не просто развлечение и улучшение фигуры.

- Фитнес - вклад в здоровье, - говорит посетитель клуба Марина Ирушкина. - А значит, и в долголетие, и в качество жизни. Я просто запасаюсь хорошим самочувствием на будущее, поэтому готова и впредь предусматривать в семейном бюджете средства для регулярных занятий.

До кризиса потребность в фитнес-услугах росла на 30-40 процентов в год. Региональный рынок только начинал развиваться, и в города-милионники стали приходить столичные сетевые бренды. "Входной билет" в региональный бизнес фитнес-индустрии стоит примерно 25 миллионов рублей. Это если начинать все с нуля, то есть с вопросов землеотведения для строительства центра. На региональные рынки уже обратили внимание и крупные зарубежные фитнес-операторы, но, похоже, что из-за осложнения экономической ситуации они взяли паузу.

Сегодня залы не пустуют, но в некоторых центрах клиентов стало меньше в два раза. Те, кто уже вложил средства в развитие этого бизнеса, не уйдут с рынка, однако новых инвестиций пока не ожидается.

Кто придет на тренажер?

Одна из главных характеристик нынешней фитнес-индустрии - обострившаяся борьба за существующих клиентов. Очевидно, для многих предприятий это время будет настоящей проверкой на креативность и знание законов конкуренции.

Чтобы удержаться на плаву многие фитнес-операторы снизили собственные расходы: сократили штат, снизили зарплаты, экономят на электричестве и других коммунальных услугах, отменили корпоративные праздники для сотрудников, убрали из залов бесплатные кулеры с питьевой водой.

Однако основное орудие борьбы за клиента - снижение цен на услуги. Если в начале 2009 года абонемент на 12 месяцев в клуб средней руки стоил 18 тысяч рублей, то сейчас цены снизились до 10 тысяч. За эти деньги любители физических нагрузок могут посещать занятия на свой выбор: от йоги до танцев живота.

- Мы делали анализ клиентской базы, - рассказывает менеджер фитнес-центра Олег Говоров. - Оказалось, что примерно 70 процентов наших посетителей - это те ростовчане, у кого есть свой бизнес, и ведущие сотрудники крупных компаний. О доходах данного сегмента клиентов начинаются с сорока тысяч рублей. Еще 30 процентов - те, кто зарабатывает 25-30 тысяч в месяц. Как правило, эти клиенты - тоже сотрудники крупных компаний только поменьше рангом. Раньше некоторые фирмы оплачивали своим работникам занятия в фитнес-центрах, сейчас такие социальные программы свернули большинство компаний.

Меньше всего пострадал от кризиса премиум - сегмент фитнес-индустрии. Количество статусных клиентов немного уменьшилось, но не из-за снижения доходов целевой аудитории. Клиенты утверждают, что им приходится больше работать, и на занятия физической культурой просто не стало хватать времени.

Если разделить посетителей фитнес-центров по гендерному признаку, то 55 процентов - это женская аудитория и 45 - мужская.

Инженеры рынка

Считается, что в целом женская аудитория менее платежеспособна, однако в фитнес-центрах дамы тратят больше. Если мужчин, как правило, интересует только тренажерный зал, то барышни часто заказывают массаж и косметические процедуры. Некоторые клубы, чтобы удержать существующих клиентов и привлечь новых, готовы предоставить целый перечень непрофильных услуг.

- Ряд маркетинговых исследований, проведенных нашими менеджерами, показал, что для посетителей интересен не только фитнес, спа-процедуры и салон красоты, - утверждает Елена Подгорная. - Люди хотели бы видеть максимально широкий комплекс услуг для досуга, и мы готовы сконструировать рынок под запросы клиентов. Предлагаем заказ билетов в кино, театр или на другие развлекательные мероприятия. Есть даже идея организовать репетиторство для детей по разным школьным предметам. Пока мамы занимаются фитнесом, дети могли бы повышать знания.

Интересный выход нашли сотрудники фитнес-клуба, расположенном в Западном жилом массиве. Занятия для беременных, детей и домохозяек они перенесли на утреннее время сильно снизив плату. В результате, этот фитнес-центр работает практически все время без простоев. В клубах стараются не только удержать постоянных клиентов, но и привлечь тех, кто до сих пор не являлся сторонником регулярных физических процедур. Для этого фитнес-центры вкладывают средства в рекламу, предлагают клиентам бонусные тренировки, поддерживают клубную атмосферу.

В мае-июне впервые с начала кризиса наметились положительные тенденции области фитнес-индустрии. Сократился отток посетителей и даже наметился некоторый рост клиентской базы. Возможно, это связано с тем, что в преддверии отпусков ростовчане решили привести в порядок фигуру. Является ли данная тенденция устойчивой или это сезонный всплеск, покажет ближайшее будущее.