"Мы готовили не революционный манифест, а революционный документ", - так охарактеризовал вчера журналистам новый закон об использовании земель в Москве руководитель департамента земельных ресурсов Виктор Дамурчиев после заседания правительства Москвы, на котором проект в целом был одобрен.
Для Москвы, за все годы передавшей в частную собственность всего 12 процентов городских земель и по-прежнему контролирующей большую часть остальных, принятый документ и правда несет немало принципиально новых моментов. Чего стоит хотя бы то обстоятельство, что уже предстоящей осенью, после того как закон рассмотрит Московская городская Дума, землевладельцем в столице сможет стать каждый москвич, у которого имеется в собственности квартира? До сих пор землю под многоквартирными домами передавали жильцам лишь при условии, что они создадут товарищество собственников жилья. Да и то, по правде говоря, с большим скрипом. "Теперь, когда этот вопрос рассмотрел Конституционный суд, заявление на приватизацию своей доли участка под домом может написать любой собственник жилья, - пояснил Виктор Дамурчиев. - В новом законе города это предусмотрено". Причем налогообложение земли в дальнейшем предполагается производить по самой низкой ставке земельного налога.
Льготные условия выкупа земли получили промышленные предприятия. Участки, принадлежащие им в промзонах, они смогут выкупить по цене, равной всего 2,5 процента их кадастровой стоимости. "Это в восемь раз дешевле, чем предусматривалось в ныне действующем законе, в котором была установлена норма об уплате в бюджет города 20 процентов кадастровой стоимости данного участка", - отметил Дамурчиев. Но министр промышленности города Евгений Пантелеев счел, что такое право должны иметь и предприятия, расположенные вне промышленных зон. Правительство Москвы поддержало его, но при этом решило прописать в законе, что приобретенные таким способом земли перепрофилированию не подлежат. Таким образом, власти подстраховались от того, что сегодня тут стоит завод, а завтра появится очередной офисный или торгово-развлекательный центр. Городу нужны не столько новые прилавки, сколько гарантированные рабочие места.
Более благоприятные условия с помощью нового закона столичные власти создают и для реализации городских социально-значимых программ - типа "народного гаража". Под них участки будут выделяться без проведения торгов. Напомню: именно отсутствие такой нормы тормозит в Москве создание ЖСК для молодых москвичей, которые не являются очередниками, но живут, тем не менее, в стесненных условиях. Они хотели бы построить себе жилье сами, как когда-то это делали их родители и бабушки с дедушками при советской власти. Готово пойти им навстречу и правительство Москвы, но выделить землю вне конкурса для этого оно не имело права. Выдержать же конкурс на землю молодым не под силу - где им тягаться с бизнесом, который захочет на этом участке построить, например, дом на продажу.
Власти надеются, подчеркнул Виктор Дамурчиев, что новый закон подстегнет строительство в Москве и строительство транспортно-пересадочных узлов. Тем, кто возьмется за их сооружение, земля будет передаваться в аренду на пять лет на время строительства и еще на 49 лет - на эксплуатацию. Появятся в массовом количестве такие узлы - поменьше на московских дорогах станут и пробки, так как многие автолюбители охотно пересядут на общественный транспорт, если появится на въезде в город возможность пересесть на него в комфортных условиях и поставить в паркинг своего "железного друга".
"Новые правила помогут и бизнесу, и простым москвичам увереннее чувствовать себя на московской земле, вкладывать деньги в недвижимость и развитие своего дела", - уверен земельный министр. "А как они скажутся на наполнении бюджета, - забеспокоился министр финансов Москвы Юрий Коростелев. - Ведь если начать землю раздавать бесплатно или распродавать по дешевке, казна не досчитается доходов". "Запланированные на этот год 15 миллиардов рублей от платы за землю мы соберем, - успокоил его Дамурчиев.