10.08.2010 23:50
    Поделиться

    Николай Злобин: Московские власти в ситуации экологической катастрофы повели себя неадекватно

    События нынешнего лета не могут не заставить российскую элиту взглянуть на проблему национальной безопасности России под новым углом. С точки зрения, может быть, не совсем нетрадиционного понимания основ безопасности страны. Нетрадиционные, то есть невоенные аспекты национальной безопасности для любого государства являются в нынешнем глобальном и взаимосвязанном мире не менее, а то и более важными и сложными вопросами, нежели узкий взгляд на эту проблему как на сугубо военно-оборонительную. Угрозы сегодня часто таятся в далеких от чисто военной сферах. Когда такие угрозы неожиданно усугубляются, государство и его граждане становятся уязвимыми и беззащитными, ситуация грозит выйти из-под контроля, приобрести неуправляемый характер, привести к дестабилизации, нестабильности и падению авторитета властей. Поэтому из нынешнего тяжелого лета необходимо извлечь уроки на будущее.

    Сверхжаркая погода, установившаяся на большей части России на необычайно длительный период в сочетании с отсутствием дождей привела не только к засухе и сельхозпотерям, но и крупномасштабным лесным пожарам и человеческим жертвам. Москва на длительное время оказалась погруженной в плотный дым, вызванный горением торфяников вокруг нее. С одной стороны, ничего неожиданного не произошло. Лесные пожары - частое явление в России. Более того, их площадь в этом году даже меньше, чем, скажем, в прошлые годы. Однако теперь они охватили регионы, которые оказались не готовыми к такого рода ситуации. На протяжении нескольких недель весь мир наблюдает, как российские власти пытаются бороться с пожарами и сильным задымлением Москвы, и задается вопросом, как получилось, что большая, экономически и технологически продвинутая ядерная держава, обладающая мощной космической программой, оказалась застигнута нынешней экологической катастрофой врасплох. Это вопрос, относящийся непосредственно к сфере национальной безопасности.

    Во-первых, почему руководство страны было проинформировано о ситуации с пожарами столь поздно? Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин по полной программе включились в решение пожарной проблемы немедленно, как только получили полноценную информацию. Президент, как известно, даже немедленно прервал свой отпуск. Однако почему они получили эту информацию, когда ситуация в значительном числе регионов страны стала уже чрезвычайной?

    Одна из ведущих держав с мощным военным потенциалом должна обладать соответствующими структурами и организациями, которые обязаны были просчитать различные сценарии развития событий и еще в начале лета предупредить руководство страны о том, что необходимо готовиться к серьезной борьбе с огнем и дымом. Это их профессиональная обязанность. Почему этого не было вовремя сделано соответствующими подразделениями Совета безопасности страны, аналитическими структурами министерства по чрезвычайным ситуациям, минздравсоцразвития и т.д.?

    Очевидно, что это провал аналитической и прогностической работы этих служб, первоочередная задача которых, как известно, заключается отнюдь не в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а в готовности к ним, в анализе угроз, определении возможных размеров, степени вероятности и т.д. То есть в предотвращении чрезвычайных ситуаций, опережающем купировании их масштабов, минимизации потерь и главное - выработке для руководства страны конкретных рекомендаций. Ничего этого сделано не было, хотя, как выясняется сейчас, даже НАСА предупреждала соответствующие российские службы о том, что нынешнее лето будет крайне жарким и пожароопасным. Такие же прогнозы делал ряд научных и экологических организаций в самой России. Более того, уже в рекордно жарком июне было очевидно, что самый неблагоприятный прогноз оправдывается, однако ни МЧС, ни СБ России, ни минздравсоцразвития не только не предупредили высшее руководство страны об этих угрозах, но и сами оказались к ним не готовы.

    Не готовыми к нынешней чрезвычайной ситуации проявили себя и местные органы власти в ряде российских регионов. Они не только не смогли правильно оценить ситуацию, предпринять превентивные меры, а потом организовать спасательные работы, но некоторые местные чиновники, беспокоясь за свою карьеру, вообще не информировали центральные власти о складывающейся в регионах ситуации, пытаясь справиться своими силами, что привело к увеличению жертв и масштабов разрушений. Дмитрий Медведев был абсолютно прав, когда пообещал после окончания пожаров заняться разбором полетов и определить степень ответственности чиновников, проявивших преступное разгильдяйство и непрофессионализм. Это не вопрос наказания нерадивых госслужащих, это проблема готовности страны к возникающим невоенным угрозам безопасности ее граждан, и, естественно, эта проблема не может быть игнорируема президентом. Можно понять его недовольство.

    Особо тяжелая ситуация сложилась в Москве и Московской области, которые имеют особое значение для полноценного функционирования России. Тут расположены не только все высшие органы власти страны, но и военные командные центры, иностранные посольства, основные СМИ и т.д. Столица, ее инфраструктура, качество жизни и условия для работы здесь имеют первостепенное значение для нормального функционирования страны. Московские власти, к сожалению, повели себя неадекватно в нынешней ситуации и ничем не помогли огромному городу и его жителям легче перенести экологическую катастрофу.

    Западная пресса сегодня полна историй о дыме в Москве, которые перемежаются старыми вопросами о том, почему так и не была организована раздача бутылок с водой на улицах, не было тентов с кондиционерами для охлаждения людей, почему московские больницы были не готовы к неизбежному увеличению пациентов, почему в городских аптеках опять не хватило пресловутых марлевых повязок, а ответственные лица давали противоречивые советы о том, как вести себя в этих условиях. То есть почему московские власти вообще не сделали ничего из того, что городские власти были просто обязаны сделать.

    В результате был нанесен удар по репутации столицы, ее способности стать одним из мировых финансовых и инновационных центров, местом притяжения туристов и ученых из разных стран мира. То есть ущерб важным и очень нужным для страны политическим планам российского руководства, которому теперь будет гораздо трудней убеждать западных предпринимателей вкладываться в Россию, ученых - приезжать сюда на работу, а туристов - на отдых. Город, в котором местные власти бросили на произвол судьбы своих жителей, вряд ли станет привлекательным местом для остального мира, что не может не повредить имиджу всей страны. В современном мире идет жесткая конкуренция за привлекательность страны, ее конкурентоспособность в глобальной экономике. Нынешнее лето продемонстрировало, что в целом ряде сфер Россия оказалась не готова к угрозам и вызовам. Система национальной безопасности России требует корректировки, что и должно стать главным уроком "горячего лета" 2010 года.

    По крайней мере так это сегодня видится мне из Вашингтона.

    Поделиться