11.08.2010 23:41
    Поделиться

    В Сибири у нерадивых собственников начали изымать землю

    Администрация Большаковского поселения Омской области обратилась в суд с требованием изъять 50 гектаров земли у 29 жителей деревни. На участках беспечных хозяев более пяти лет растут одни сорняки.

    - Конфискованную землю мы планируем вновь ввести в оборот, - сообщила "РГ" глава местной администрации Валентина Петраченко. - Проведем межевание и отдадим участки в аренду добросовестным фермерам.

    В регионе это уже не первый случай, когда владельцы сельхозугодий несут наказание за использование земли не по назначению. Не так давно фермер из Русской Поляны лишился пашни из-за того, что на участке для выращивания пшеницы расплодил бурьян в человеческий рост. В Оконешниковском районе из оборота выведено около 40 гектаров сельхозугодий. Они заросли мелколесьем, кустарником и сорной травой. Между тем пораженные сорняками территории представляют немалую опасность для соседних посевов. Локализовывать такие очаги неимоверно сложно. Бич области - горчак розовый, корневая система которого уходит в глубину на 16 метров. Ядовитый паслен трехцветный сохраняет схожесть на протяжении сорока лет. А от паразита повилики избавиться практически невозможно. Она намертво присасывается к растениям и поглощает из них воду и питательные вещества. В одном из опытно-производственных хозяйств агрономы уничтожали повилику три года подряд при помощи огнеметов, которые пришлось брать напрокат у военных.

    По словам начальника отдела земельного контроля управления Россельхознадзора по Омской области Бориса Зубарева, в ближайшее время практика изъятия долей у нерадивых хозяев будет продолжена. Иски на незадачливых земледелов готовят еще в нескольких муниципальных образованиях. Значительная часть полей, пастбищ и сенокосов в Прииртышье сегодня находится в удручающем состоянии. В ходе ревизии Россельхознадзора выяснилось, что потенциал некоторых аграрных районов давно утрачен. Из 9,5 миллиона гектаров земли в Омской области сегодня более 600 тысяч являются бесхозными.

    В некоторых населенных пунктах на землях сельхозназначения располагаются несанкционированные свалки бытового мусора и твердых промышленных отходов. В других - вместо пшеницы на пашне растет конопля. 120 гектаров нелегальных полей были ликвидированы.

    - Другая беда - целенаправленная порча сельхозугодий, - сетует заместитель начальника отдела управления Россельхознадзора по Омской области Виктор Горемыкин. - Ищущие легкого заработка снимают верхний плодородный слой почвы и вывозят его на продажу. На подпольном рынке один "Камаз" чернозема стоит пять-восемь тысяч рублей. Земля идет нарасхват.

    Между тем брошенные и раскорчеванные угодья уже вряд ли станут плодородными - чтобы почва полностью восстановилась, потребуется не менее восьмидесяти лет.

    За порчу сельхозземель сегодня предусмотрены внушительные штрафы - до сорока тысяч рублей. Невыполнение обязательств по приведению участка в надлежащий вид обойдется беспечному хозяину еще в тридцать-сорок тысяч рублей.

    - С помощью этих мер мы смогли в этом году вернуть в оборот около семи тысяч гектаров земли, - констатирует Борис Зубарев.- Это достаточно внушительная площадь - территория большого колхоза. Однако нередко владельцы запущенных огородов говорят, что им проще вообще отказаться от наделов, чем привести их в нормальный вид.

    Например, что делать с огромным полем в селе Андреевка Омского района - не знает никто. В свое время местные жители отдали землю в аренду фермеру, но он перестал выплачивать им проценты. Владельцы написали жалобу на землепашца. Между тем по закону ответственность за угодья должны нести их хозяева. Сегодня жителям деревни грозит крупный штраф. Теперь они были бы рады отдать угодья хоть кому-нибудь просто даром - но никто не берет.

    Немало проблем доставляет и тот факт, что порой сотрудники службы вообще не могут найти собственников полей и пашен. В регионе не в полном объеме проведено межевание участков и не оформлены права собственности на землю.

    На днях чудовищная трагедия произошла в поселке Армейский. Из-за клочка земли мужчина убил лопатой своего односельчанина. Соседи не смогли самостоятельно поделить участок, который официально никому не принадлежал.

    Неразбериха в земельной документации не дает покоя и разного рода мошенникам. При проверке сделок с земельными долями прокуратура выявляет вопиющие нарушения. В прошлом году нечистый на руку специалист госрегистрации умудрился продать 25 земельных паев общей стоимостью более пяти миллионов рублей.

    Пятьсот гектаров земли принадлежало либо покойникам, либо омичам, выехавшим за границу. Покупателями чужих пашен, лугов и полей стали два крупных сельхозпроизводителя, друзья и родственники регистратора. Но бороться с земельными рейдерами Россельхознадзор не уполномочен.

    А как у соседей

    Новосибирская область

    В этом году, по решению Арбитражного суда области, заброшенные участки общей площадью пятьдесят гектаров были изъяты у крестьянско-фермерских хозяйств Татарского района. Как установили инспекторы регионального управления Россельхознадзора, эта земля несколько лет не использовалась по целевому назначению и заросла сорняками. В областном департаменте имущественных и земельных отношений предположили, что эти участки были выделены в счет паев в 90-х годах минувшего столетия, когда в России началась приватизация, иными словами - бесплатная передача в собственность граждан земель, принадлежащих бывшим колхозам и совхозам.

    По словам председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Новосибирского областного Совета депутатов Александра Морозова, для того чтобы применить такую практику ранее не хватало доказательств.

    Он напомнил, что использование сельскохозяйственных земель в России регулируется федеральным законом "Об обороте земель сельхозназначения" и Земельным кодексом. Законом предусмотрено изъятие органами власти земли у собственников и арендаторов в случае, если она не используется три года.

    - Проблема заброшенности и невостребованности земель сегодня реально существует. Огромные массивы "простаивают" в Коченевском, Новосибирском сельском и других районах области, - сказал руководитель депутатского комитета.

    По мнению руководителя областной Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Владимира Павленко, практика изъятия земель не может приобрести массовый характер. Скорее всего, это был единичный случай. В любом случае, прецедент, созданный Россельхознадзором, может послужить другим недобросовестным владельцам земли хорошим уроком.

    Кемеровская область

    - Заброшенных пахотных земель у нас в регионе не так уж много, - говорит заместитель начальника отдела земельного контроля управления Россельхознадзора по Кемеровской области Дмитрий Арзютов. - И случаев изъятия неиспользуемых участков не зарегистрировано. Мы проверяем сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности, выносим предписания, и они их в большинстве случаев выполняют. Специфика нашего региона такова, что у нас не столько сельхозпроизводители бросают пахотные земли, сколько эти земли у них берут шахты и разрезы. И переводят в категорию земель промышленного назначения.

    Тем не менее сейчас на контроле у специалистов отдела несколько "горячих точек". Две - в Гурьевском районе. Второй год подряд там зарастает сорняками в общей сложности около 2,5 тысячи гектаров, принадлежащих двум разным сельхозпредприятиям. По словам Дмитрия Арзютова, предписания им направлялись не раз, но в ответ - никакой реакции. Следующая инстанция - суд. Если, конечно, очередная проверка не покажет, что нарушители исправились.

    По закону, для изъятия у недобросовестного хозяина участка, нужно сначала доказать, что он три года не использовал землю по назначению. А это не так просто. Во-первых, часто в запустении оказываются участки, расположенные в отдаленных уголках, в лесу. Добраться туда инспекторам, которых в области всего пятнадцать, непросто. Особенно если учесть то, что сейчас "УАЗ" и "четверка", имеющиеся в их распоряжении, стоят "на приколе" - не пройден техосмотр.

    Но если все-таки доберешься до нарушителя, нужно найти свидетелей его трехлетней бесхозяйственности. При этом закон запрещает устраивать плановые проверки деятельности предпринимателей (в том числе и сельских) чаще, чем раз в четыре года. А проверка вне плана возможна лишь с разрешения прокуратуры и при наличии явной угрозы земле или окружающей среде, что тоже требует доказательств.

    Исключение составляют случаи, когда запущенность, как говорится, налицо. Например, если земельный участок сплошь зарос кустарником. Именно так получилось у фермера из Кемеровского района, который взял в аренду около 200 гектаров под зерновые, но за три года так ничего и не посеял. В конце 2009-го Россельхознадзор направил арендодателю - в комитет по управлению госимуществом - соответствующее письмо. Ответа так и не последовало. Если августовская проверка покажет, что горе-хозяин по-прежнему бездействует, к нему будут применяться административные меры.

    Поделиться