Новости

12.08.2010 00:44
Рубрика: Экономика

Сверху видно все

На Южном Урале начинается эксперимент по использованию ГЛОНАСС

Первоначально систему предполагается использовать для мониторинга движения опасных грузов по территории Челябинской области, а затем распространить опыт на Уральский федеральный округ.

Суть предложений челябинских оборонщиков, озвученных на прошедшем в Екатеринбурге заседании Совета безопасности, достаточно проста. Начать эксперимент по внедрению систем наблюдения на основе ГЛОНАСС с той сферы, где необходимость этого очевидна. А именно в сфере перевозок грузов, представляющих повышенную опасность - взрывчатых веществ, радиоактивных и токсичных материалов.

Автомобили будут оснащаться специальными устройствами, которые в максимальной комплектации позволят полностью контролировать практически все события, происходящие с того момента, как машина была опечатана и покинула охраняемую территорию. В режиме реального времени будет отслеживаться маршрут, скорость движения, число и продолжительность остановок, вскрытие фургона, проникновение в него и т.д. Одновременно будет идти запись информации.

В случае ЧП полученный сигнал будет обработан и в зависимости от серьезности происшествия и ведомственной принадлежности транспорта передан в ФСБ, МВД или МЧС. Таким образом, для начала будет получена общая картина передвижения опасных грузов в рамках Челябинской области, а затем и в границах УрФО. В случае успеха при поддержке министерства промышленности РФ проект будет растиражирован по всей территории России.

Коммутационный центр системы мониторинга расположится в Копейске, городе-спутнике областного центра, на территории одного из оборонных предприятий. Спецавтотранспорт этого завода, насчитывающий порядка десяти машин, будет первым оснащен комплексом датчиков и передающих устройств. Первым пройдет доработку новейший 40-тонный "Рено", адаптированный для перевозки взрывчатых веществ.

По мнению специалистов, существующие на сегодня в России коммерческие системы слежения за перемещением и состоянием транспортных средств не обеспечивают достаточную защищенность их от угона: злоумышленники располагают эффективными устройствами подавления сигнала. Еще более простой способ - загнать похищенный автомобиль в металлическую фуру или воспользоваться экранированными помещениями. Это делает бессильными даже самые изощренные элитные системы слежения, использующие комбинацию связи через спутник и GSM-канал, кстати, крайне дорогие.

К слову, в этом плане простая замена американского GPS на отечественный ГЛОНАСС сама по себе ничего не даст. Преимуществом челябинской системы должны стать многоканальный способ передачи данных и защищенность от средств радиоэлектронной борьбы, что позволит обойти используемые злоумышленниками устройства подавления сигнала либо "пробить" экранировку. Это позволяет с оптимизмом оценивать и перспективы гражданского применения челябинских разработок.

Речь идет не об очередной заведомо провальной попытке силами российского ОПК повторить давно отработанную где-нибудь в Китае технологию, получив в результате "сырой" продукт с большей себестоимостью. Весь смысл проекта в том, чтобы предложить потребителям нужный функционал, который сегодня не может обеспечить ни один из игроков рынка. При этом по цене сопоставимой либо даже меньшей - ведь владельцу грузовика-"дальнобоя" либо элитной иномарки не нужны все "навороты" охранного комплекса, предусмотренного для спецмашин Росатома. Соответственно при коммерческом использовании появляется возможность существенно снизить стоимость абонентских устройств и самой услуги.

Начало эксперимента предусматривает разработку регламента перевозки опасных грузов и пакета связанных с ним документов, а также адаптацию имеющихся радиоэлектронных компонентов и разработку новых схемотехнических решений, обучение персонала. Объем финансирования проекта составит 200-250 миллионов рублей, из которых половину предстоит освоить уже в текущем году.

компетентно

Вячеслав Шестопалов, президент Ассоциации оборонных предприятий Челябинской области:

- Перспективы развития радиоэлектронных предприятий Южного Урала во многом зависят от их руководства. При общей неблагоприятной ситуации, вызванной кризисом, имеющийся потенциал может быть задействован в проектах, не входящих напрямую в традиционную сферу интересов этих предприятий, но востребованных рынком. Внедрение системы ГЛОНАСС на предприятиях транспорта - одно из таких направлений. Эксперимент по созданию мониторингового центра перевозок опасных грузов получил поддержку на уровне Федерации, а в дальнейшем возможна локализация системы вплоть до уровня мониторинга движения общественного транспорта и маршрутных такси - с такой инициативой уже выступила администрация Челябинска.

Экономика Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Челябинская область