Уже почти месяц брестские пограничники несут службу не только на суше, но и на воде: в середине июля транспортный парк Брестской погрангруппы пополнился моторной лодкой "Шквал II". Весь год будет проводиться ее опытная эксплуатация, и при необходимости гомельские конструкторы усовершенствуют изделие.
"Моторка" разработана частной фирмой в Гомеле, и она уже не первая. Судостроители в минувшем году спустили на воду "Шквал I" - лодку также заказал Государственный пограничный комитет. С того момента гомельские стражи границы успешно несут службу на Днепре и Соже.
Нередко лодка используется для совместных рейдов с природоохранной инспекцией: не секрет, что граница манит не только нарушителей пограничного режима, но и охотников нелегально, в потаенном уголке, поставить сети на рыбу. Чуть позже "Шквалы" появились в Лоеве, Пинске и Гродно. Примечательно, что они специально разработаны для Беларуси, поскольку большинство импортных образцов "не вписывается" в сложную навигацию белорусских рек.
Однако и лодка, которая рассекает водную гладь на границе Союзного государства с Польшей, несколько отличается от тех, которые несут службу в других приграничных регионах страны. Брестский "Шквал" разрабатывался с учетом гидрологических особенностей Западного Буга. Лодка имеет небольшую осадку и способна передвигаться по воде глубиной всего 17 сантиметров, легко набирает скорость 50 километров в час и может взять на борт четырех человек.
Брестские пограничники прошли полугодичные курсы обучения плавсостава в Пинске. Командир судна старший сержант Сергей Трафименко в день первого спуска на воду вместе с начальником Брестской погран-группы Сергеем Бритовым провел осмотр побережья и островов со стороны реки. А любопытствующие могли наблюдать, как лодка с красно-зеленым пограничным вымпелом на корме двигалась впритирку к затопленным кустам, иногда ныряя в непроходимые, казалось бы, прорехи, замаскированные сочной летней "зеленкой". Что ж, лодка шустрая, маневренная, двигатель тихий, позволяющий без лишней суеты подкрасться вплотную. Раз в месяц судно будет инспектировать всю водную границу - это почти 165 километров, а в остальных случаях действовать по обстановке. Пока, рассказали пограничники, гоняться за нарушителями "Шквалу" не приходилось (в нынешнем году военнослужащими Брестской погран-группы задержан уже 71 нарушитель).
Но все может случиться. В минувшем году, например, белорусскому пограничнику пришлось броситься в ледяную воду, чтобы спасти смельчака, переплывшего приграничную Копаевку и уже подбежавшего к Западному Бугу, но обессилевшего и едва державшегося дрожащими руками за дерево. Позже командир отделения службы собак 14-й заставы Юрий Прилуцкий за это задержание был удостоен медали "За отличие при охране государственной границы". В том же году выловили из воды и неодушевленных нелегалов - шесть коробов с сигаретами прибило к белорусскому берегу в районе деревни Томашовка Брестского района. Но самый курьезный случай произошел в 2006 году: более двух сотен коров одного из приграничных хозяйств Брестчины из-за невнимания пастуха переплыли Западный Буг и присоединились к польским на пастбище в окрестностях городка Янов-Подлясский. А вот возвращать буренок на родную ферму пришлось через таможню...
Кстати, вскоре после этой истории у польских пограничников появились суда. "Стражи граничны" патрулируют воды Западного Буга с помощью лодок, похожих на спортивные, но белорусские "Шквалы" по техническим характеристикам им ничуть не уступают.