Государство Сьерра-Леоне надеется, что Наоми Кэмпбелл вернет "кровавые алмазы", подаренные ей либерийским диктатором Чарльзом Тейлором.
Комиссия Сьерра-Леоне по правам человека обратилась в Специальный суд в Гааге, где слушается дело бывшего либерийского диктатора Чарльза Тейлора, с просьбой поспособствовать возвращению в страну подаренных британской топ-модели Наоми Кэмпбелл "кровавых алмазов".
В заявлении комиссии говорится, что доходы от продажи алмазов поступят в Фонд помощи жертвам гражданской войны в Сьерра-Леоне. Сотрудники комиссии также направило письмо Кэмпбелл, в котором предложили супермодели сделать и личный денежный взнос в пользу жертв кровопролитного противостояния, продолжавшегося 11 лет. "Судебный процесс по делу Тейлора за два года потребовал более 82 млн долларов расходов, - заявила глава комиссии Йасмин Джусу-Шерифф. - В наш же фонд за полтора года поступило не более 45 тыс. долларов, причем в основном от правительства и граждан Сьерра-Леоне".
Нашумевшая серия слушаний в Специальном суде по Сьерра-Леоне в Гааге, где в последние дни в качестве свидетельниц выступали Кэмпбелл, ее бывший менеджер Кэрол Уайт и актриса Миа Фэрроу, вызвала повышенный интерес у общественности и СМИ. Внимание суда привлек эпизод, имевший место в Кейптауне в 1997 году. Тогда после обеда, устроенного Нельсоном Манделой, Тейлор, предположительно, подарил Кэмпбелл несколько неограненных алмазов из партии, незаконно ввезенной в ЮАР. Сама Кэмпбелл признала, что получила от неизвестных ей людей мешочек с "несколькими мелкими, грязными камушками".
При этом другие свидетельницы утверждают, что Кэмпбелл знала, что алмазы ей в качестве подарка преподнес диктатор, который сейчас обвиняется в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Причины, по которым Кэмпбелл и Уайт расходятся в показаниях, еще предстоит установить, однако обе заявили, что алмазы были отданы в Фонд помощи детям Нельсона Манделы. Интересна дальнейшая судьба драгоценных камней.
Джереми Рэктлифф, на тот момент возглавлявший фонд, и получивший алмазы непосредственно от Кэмпбелл, на протяжении 13 лет хранил их у себя дома и лишь на прошлой неделе передал их полиции ЮАР. Мотивы Рэтклиффа можно понять. По его словам, он опасался за репутацию Кэмпбелл и Манделы. Кроме того, стоит учитывать, что в ЮАР сам факт обладания неограненными алмазами считается преступлением. Это вызвано тем, что алмазы, добытые в Западной и Центральной Африке, нередко становятся предметом контрабанды, а полученные от их продажи доходы используются для финансирования местных военных режимов (отсюда и название "кровавые алмазы"). Чарльзу Тейлору торговля алмазами позволила не только подавлять выступления граждан в своей стране, но и покупать оружие для повстанцев в соседней с Либерией Сьерра-Леоне.
На данный момент камни, полученные Кэмпбелл, прошли экспертизу. Это действительно алмазы, но страна их происхождения не установлена. Согласно законам ЮАР, если в 21-дневный срок камни не потребует вернуть их законный владелец, они будут проданы, а доходами будет распоряжаться по своему усмотрению правительство страны.