12.08.2010 23:20
    Поделиться

    В Санкт-Петербурге появились водные маршрутки - аквабусы

    В Петербурге скоро появится водное такси

    Новый вид транспортных услуг появится в Северной столице следующей весной. По замыслу петербургского губернатора Валентины Матвиенко, катерки для доставки к любому причалу города можно будет вызвать по телефону - так же, как обычное такси.

    Пока о проекте известно немногое - ясно, что в качестве водных такси будут работать частные катерки. А будут ли они принадлежать одному перевозчику или нескольким, и как муниципалитет намерен стимулировать интерес к новому бизнесу - все это находится в стадии обсуждения. В случае если на рынок придут несколько разных перевозчиков, возможно, для удобства пассажиров будет создана единая диспетчерская служба по вызову водного такси.

    Тарифы для катеров с шашечками еще не определены. Пока же частные прогулки по воде - довольно дорогое удовольствие: индивидуальная поездка на самом скромном катере в Петербурге стоит 5-8 тысяч рублей в час. Меньше, чем на час, катер не арендовать.

    Кстати, в этом сезоне в Санкт-Петербурге после долгих обсуждений появились наконец водные маршрутки - аквабусы. Небольшие скоростные катера ходят по четырем маршрутам: от Елагина острова до Арсенальной набережной, от гостиницы "Москва" до Медного всадника, от Эрмитажа до Кронштадта и из Кронштадта в Ломоносов. Цена проезда по городу - 50 рублей, на Кронштадтской линии - 96 рублей. Все катера оснащены спутниковыми навигаторами системы ГЛОНАСС, сигнал от которых поступает на диспетчерский пункт. Как сообщают в администрации Смольного, в ближайшее время система позволит пассажирам наблюдать за передвижениями судов в режиме онлайн через Интернет и узнавать точное время прибытия судов на все причалы.

    Этим летом аквабусы работают в тестовом режиме. Однако Валентина Матвиенко уже резюмирует - проект водного автобуса не просто удачен, а "превзошел все ожидания".

    - Уверена, что мы поступили правильно. Не использовать преимущества города, водную гладь для организации общественного транспорта было бы большим упущением, - говорит губернатор. - Это очень комфортный и востребованный вид транспорта - из одного конца города в другой, от причала у входа в Центральный парк культуры и отдыха до Смольной набережной катер домчится всего за 12 минут.

    Для сравнения: на автомобиле эта дорога занимает около сорока минут в лучшем случае, если машина не встанет в пробке. А по ценам одной из самых недорогих служб такси стоить такая поездка будет 560 рублей.

    В следующем году правительство Санкт-Петербурга намерено продолжить программу развития водного пассажирского транспорта: планируется продлить уже действующие маршруты, открыть два новых и существенно увеличить количество аквабусов. Город также готов рассмотреть возможность выделения земельного участка для переноса производства катеров из Нижнего Новгорода - по словам Валентины Матвиенко, это удешевит их стоимость, повысит окупаемость перевозок и в целом улучшит экономику проекта.

    Евгения Цинклер, Санкт-Петербург

    а как у них

    В Венеции в роли общественного транспорта выступают большие катера - вапоретто. Стоимость билета в них 6-7 евро. Вапоретто еще называют водными автобусами. Частники катают на небольших лодках с мотором (трагетто) и классических черных гондолах. Прогулка на гондоле обходится в 70 евро в час. У официального такси (на борту катера желтая табличка с номером, внутри счетчик) для поездки по центру, не превышающей семи минут, фиксированный тариф около 14 евро, после семи минут счетчик накручивает 0,25 евро каждые 15 секунд.

    В Нидерландах общественный транспорт на воде превратился в огромный конкурентоспособный бизнес. По Амстердаму с его семью старинными каналами можно передвигаться на водных велосипедах, трамвайчиках, лодках, маршрутных катерах, водных такси.

    В Лондоне стоимость поездки на водном такси колеблется от 1,5 до 8 фунтов стерлингов.

    Очень популярен водный транспорт в городах США - в Бостоне, Балтиморе, Чикаго и особенно Нью-Йорке. Там масса различных типов и размеров катеров и лодок. Самое популярное из них - желтое такси-катамаран. Пять районов Нью-Йорка (Манхэттен, Стейтен-Айленд, Бронкс, Бруклин и Квинс) являются островами, разделенными водой, и между ними курсируют паромы и пассажирские катера. В Чикаго цена одной поездки составляет 2-4 доллара, месячный проездной стоит 40 долларов.

    Власти Берлина пустили катера-такси по реке Шпрее, которая протекает через центр столицы. Первый маршрут прошел по самому оживленному участку - там, где излучина Шпрее протекает между бундестагом, Фридрих-штрассе и Музейным островом.

    Появился общественный водный транспорт в столице Южной Кореи Сеуле: несколько десятков 8-местных катеров перевозят пассажиров по реке Ханган. Люди особенно охотно пользуются их услугами в пиковые часы утром и вечером. Стоимость проезда - примерно пять с половиной долларов. Можно вызвать и водное такси.

    Для жителей Бангкока водный транспорт - все равно что метро для москвичей. Городской водный транспорт включает в себя несколько маршрутов речных трамваев, курсирующих по реке Чаопрайя, и ряд паромных переправ, связывающих ее берега. Цена более чем приемлемая. На реке развит также извоз в режиме такси, имеющий как транспортное, так и туристическое значение и выполняемый в основном типичными для Таиланда лодками-"длиннохвостками".

    Подготовил Сергей Дашков

    Поделиться