Трудно сказать, чем рядовой бухгалтер, работавший в столице Судана, заинтересовал "террориста номер один" Усаму бен Ладена.
Вероятно, история их знакомства еще не скоро станет известна широкой публике. Но именно это знакомство оказалось для Ибрагима аль-Кози роковым - в четверг военный трибунал, собравшийся на американской базе Гуантанамо, приговорил сподвижника главы "Аль-Каиды" к 14 годам тюрьмы.
Впрочем, этот срок можно назвать условным - аль-Кози, как утверждает обвинение, грозило пожизненное заключение. Но тот пошел на сделку с правосудием и признал себя виновным в пособничестве террористам.
Если верить обвинительному заключению, бывший бухгалтер последовал за бен Ладеном в Афганистан в 1996 году. В этой стране аль-Кози освоил новую специальность - стал личным поваром лидера "Аль-Каиды". А в дальнейшем получил повышение: он осуществлял руководство кухней в Джелалабаде и обеспечивал поставку припасов для ставки террористов. Согласно показаниям аль-Кози, он охранял бен Ладена и помог тому бежать от американских спецназовцев.
На руках аль-Кози не было крови военнослужащих США. Однако, по словам прокуроров, его вину можно считать доказанной. Бывший повар признал, что знал о террористической деятельности "Аль-Каиды" и обеспечивал материальную поддержку терроризму. Иными словами, хорошо кормил членов организации, вместо того чтобы связаться с американцами и стать их агентом.
Впрочем, с точки зрения юриспруденции ситуация с обвинениями в адрес аль-Кози не выглядит безупречной. Дело в том, что обеспечение материальной поддержки терроризму не относится к числу военных преступлений. И, следовательно, эти обвинения не должен рассматривать военный трибунал. С таким подходом полностью согласна администрация президента Барака Обамы.
Но в Конгрессе посчитали иначе. И в 2006 году задним числом провели закон, согласно которому материальная поддержка терроризма считалась нарушением законов войны. В итоге возникла правовая коллизия, грозящая перерасти в бесконечные апелляционные суды. Так что решение аль-Кози признать себя виновным дало возможность трибуналу в Гуантанамо вздохнуть с облегчением. "Признав себя виновным, аль-Кози лишил себя права обжаловать приговор", - с видимым удовлетворением констатировал один из работающих в Гуантанамо прокуроров. С учетом того, что бывший повар уже отсидел восемь лет, он проведет за решеткой только четыре года. После чего сможет выбрать, возвращаться ли на родину в Судан или остаться жить в США.
Приговор 50-летнему аль-Кози выглядит относительно мягким на фоне других вердиктов, вынесенных людям из ближайшего окружения лидера "Аль-Каиды". Так, за связь с группировкой и оказание поддержки террористам недавно был приговорен к пожизненному заключению видеооператор "Аль-Каиды".
Между тем
В Гуантанамо начался суд над самым молодым заключенным лагеря. На момент взятия в плен ему исполнилось 15 лет. Омара Кадра обвиняют в убийстве американского военнослужащего во время боев в Афганистане. Ему грозит пожизненное заключение.