Известный режиссер, автор знаменитого фильма "Петя по дороге в Царствие Небесное", народный артист России Николай Досталь снимает свое новое кино "Раскол". Суздаль выбран им в качестве города, где пройдут последние эпизоды его шестнадцатисерийной картины.
Новую работу автора уже ждет телеканал "Россия". Зрители, как ожидается, ее смогут увидеть не раньше апреля 2011 года. Между съемками и репетициями режиссер нашел время в своем плотном графике и встретился с нашим корреспондентом.
Российская газета: Николай Николаевич, как известно, съемки вашего нового фильма уже проходили в Вологде, в Кириллово-Белозерском и в Ферапонтовом монастырях, в Ростове Великом и на Соловках. И вот теперь - Суздаль. Какие города будут после него?
Николай Досталь: Суздаль - последний город в нашей экспедиции. Здесь мы пробудем до 1 августа. Затем поедем обратно в Москву. Весной будущего года фильм должен быть готов. Время, проведенное в Суздале, станет завершающим в нашей съемочной программе.
РГ: О каком расколе идет речь в вашем фильме?
Досталь: В основу ленты легли самые трагические события в истории нашего государства, которые произошли в середине XVII века, когда раскололась церковь. Главные действующие лица в нашем проекте, как теперь говорят, харизматические личности - царь Алексей Михайлович Романов, по прозвищу Тишайший, патриарх Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Но сразу оговорюсь, что в съемках не участвуют ни Миронов, ни Меньшиков, ни Хабенский, ни Пореченков, ни Балуев. Ни одной "звезды" вы здесь не увидите. Мы пригласили абсолютно новых для телезрителя артистов.
РГ: Отказ от "звезд" - это ваше принципиальное решение?
Досталь: В какой-то степени да. Объясню почему. Среди медийных лиц много хороших и талантливых артистов, многие из них - мои друзья. Но почему я их сторонюсь? Зрителя очень сложно убедить в достоверности описываемых событий, когда, скажем, вот этот артист, играющий у меня Никона, на другом канале - генерал милиции, на третьем - олигарх, на четвертом - бомж. Невозможно! Почему я и привлек тех артистов, которые не вызывают никаких ассоциаций с сотней других ролей. В нашей ленте ассоциаций не будет. Так легче погрузить зрителя в историческую эпоху, во время, где Никон - это Никон, а не Сергей Гармаш, к примеру, замечательный артист. Поэтому Никона играет Валерий Гришко, протопопа Аввакума - Александр Коротков, боярыню Морозову - Юлия Мельникова, которых массовый зритель не знает. Но они профессионалы!
РГ: А чем вызвано такое внимание к теме раскола?
Досталь: До сих пор нет никакого литургического общения между Русской православной церковью и Русской старообрядческой православной церковью. Многие даже не знают, что существует старообрядческая церковь, что существуют прихожане старообрядческой церкви, что существует раскол. Ну а само слово "раскол" разве нам не близко сейчас, когда в Союзе кинематографистов - раскол, когда раскол в стране между бедными и богатыми, между богатыми и сверхбогатыми? Единения между народом и властью в нашей картине нет, точно так же, как и в реальности. Вертикаль власти есть, а единства нет. Фильм очень современен. Например, в одной из сцен один боярин говорит другому боярину: "Да, спасение Руси было всегда делом прибыльным!"
РГ: А сколько людей занято в вашей работе?
Досталь: В общей сложности - около трехсот персонажей, произносящих от монолога до слов "Слушаюсь, Государь". Это большая историческая эпопея. Фильм не дешевый, и даже для Второго канала.
РГ: Кто, кроме вас, работает над фильмом?
Досталь: Замечательный художник-постановщик из Санкт-Петербурга Павел Пархоменко, он активно работает в кино. Я с ним, правда, впервые сотрудничаю. Он построил все декорации по фильму, и здесь, на Суздальской земле, в том числе. Молодой оператор Эдуард Мельников - я с ним тоже впервые работаю.
РГ: Суздаль - город кинематографический. Хорошо известный зрителю по восьми десяткам картин. Не думаете, что он, как и актеры-"звезды", о которых вы говорили, разрушит эффект достоверности?
Досталь: Временная эпоха, о которой мы снимаем наше кино, еще не затронута кинематографом. Что знают о ней люди? Бориса Годунова знают, Смутное время знают, Минина и Пожарского - тоже. И дальше - провал. И вот тут-то мы и начинаем снимать наше кино. А дальше идет эпоха Петра Первого. Мы делаем кино о времени, начавшемся в конце Смуты и до того момента, когда Петру Первому исполняется десять лет. Царя Федора Алексеевича ведь никто не знает, Алексея Михайловича - также. Но сколько ими было сделано! Если бы не они, никакого бы Петра Великого не было. Там много зарыто собак, которые потом уже начали тявкать, после смерти Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.
Наш фильм - о самой неизвестной странице истории нашей страны. Но то, что это о сегодняшнем дне, вы сами поймете. Перефразируя слова Ключевского, можно сказать: историю нужно знать не потому, что она ушла, канула в Лету, а потому, что она, уходя, не смогла убрать своих последствий.