Проживающая в Якутске мать двоих детей с 1998 года не может оформить российское гражданство и получить паспорт. Ее документы исчезают бесследно.
Елена Ершова приехала в Якутск с Украины в начале 1992 года. Документы на регистрацию по новому месту жительства подала через несколько дней после вступления в силу закона о гражданстве. Зарегистрируйся она в городе чуть раньше, получила бы российский паспорт автоматически. Но опоздала.
Как и большинство россиян, до 1998 года жила с советским паспортом. Потом сдала его в милицию - для оформления отношений с новым государством.
- Я собрала и сдала в паспортную службу все, что от меня требовали, уплатила полагающиеся сборы, - рассказывает она. - Волокита с проверками тянулась четыре года. Наконец, в 2002-м, мне сказали, что осталось только уплатить пошлину за выдачу паспорта. Уплатила. Бланков паспортов не было, поэтому мне выдали временное, "бумажное" удостоверение личности - тогда многие с такими ходили. А когда появились бланки, оказалось, что все мои документы утеряны и надо собирать их снова.
Собрала. Они опять исчезли. Собрала еще раз... По словам Ершовой, в течение нескольких лет ей пришлось сдавать документы более 12 раз.
- Сейчас трудно что-либо говорить по поводу заявлений Ершовой, - поясняет руководитель отдела по вопросам гражданства, обеспечения паспортной и регистрационной работы республиканского управления Федеральной миграционной службы Аида Бурцева. - Мы очень плотно занимались этим вопросом, перерыли архив отделения милиции, куда она якобы обращалась. Там вообще не зафиксировано ничего, связанного с ее именем.
Действительно, самые ранние документы, подшитые в папке с "делом Ершовой", датированы 2006 годом - годом, когда была организована миграционная служба. Однако у Елены Александровны чудом сохранилась копия квитанции, заполняющая эту кажущуюся пустоту. Квитанция гласит, что 29 октября 2002 года Ершова уплатила 50 рублей сбора "за выдаваемый паспорт". В папке этого документа нет. Он исчез, как и все остальные, включая, возможно, уже оформленный паспорт. Три года назад управление миграционной службы признало вину своих работников и паспортистов прежних времен. Ершовой было направлено письмо о том, что "за халатное отношение и нарушение сроков рассмотрения обращений" должностные лица, работавшие в 1998-2007 годах, привлечены к дисциплинарной ответственности. Но это признание лишь подлило масла в огонь, потому что примерно в одно время с ним Елена Александровна получила другое письмо - о том, что, оказывается, по милицейским учетам паспорт гражданина России был выдан ей еще в 2002 году.
- Вы не можете представить себе, что я тогда пережила, - волнуется она. - Выходило, что кто-то все эти годы живет по моему паспорту за меня, получает пособия на моих детей, вынужденных голодать, так как их мама не имеет права устроиться на работу. И за такое - дисциплинарная ответственность?!
Закрутилась прокурорская проверка. Выяснилось, что паспортисты перепутали документы. Паспорт, о котором сообщили Елене Александровне, был выдан ее полной тезке, живущей в Якутске. Она не поверила. Пошла по указанному адресу. Встретилась с тезкой. Наревелась. Ныне при одном лишь упоминании слова "документы" у Елены Александровны начинают дрожать губы. За годы мытарств у нее вообще развилось множество фобий. К примеру, она боится одна заходить в кабинеты чиновников. Когда мы первый раз встретились с Аидой Бурцевой, та пояснила, что Ершова могла бы получить паспорт год назад, если бы не пряталась от них.
- В прошлом году нам поступило указание из Москвы установить ее гражданство по упрощенному порядку , - рассказала она. - Однако мы не смогли найти Ершову. По месту регистрации она не живет, где-то снимает квартиру. Раз уж вы нашли ее, приведите к нам, мы все оформим быстро.
- Они меня не искали, - парирует Елена Александровна. - И одна я к ним ни за что не пойду! Опять обманут.
Мы пришли вместе. Разговор в кабинете начальника паспортного отдела получился очень тяжелым, переполненным взаимными упреками. Тем не менее, похоже, впервые за долгие годы это не была беседа глухого со слепым. Сошлись на том, что искать паспорт, то ли утерянный, то ли вовсе не оформленный в 2002-м, уже бессмысленно. Надо все начинать с нуля. Поскольку Ершова категорически отказывается ходить по кабинетам без свидетелей, посредничество корреспондента "РГ" в решении ее проблем, видимо, станет буквальным. А документов придется собирать много. Сначала для получения вида на жительство, затем - для установления российского гражданства, и, если все пройдет благополучно, для оформления паспорта. Сотрудники миграционной службы пообещали "проталкивать" наш необычный тандем без всяких очередей, которые в этой сфере бывают очень длинны. А пока, чтобы в одиночку обихаживать детей, ей приходится считать копейки - Елена подчас вынуждена наниматься на работу на рабских условиях. Правда, иногда ей везет. Когда мы должны были ехать в миграционную службу, она вдруг позвонила и сказала, что сегодня вырваться не сможет: " Подвернулась хорошая халтурка - за полторы тысячи рублей сервировать праздничный стол в богатой семье". Для Ершовых полторы тысячи - огромные деньги.