Этот год проверил российский парк банкоматов на работу в экстремальных условиях. И многие устройства эту проверку не прошли. В холодную зиму 2010-го массово отказывали "механизмы движения", из-за чего банкоматы не хотели принимать карты и отдавать деньги. В жару стал отказывать вентилятор, охлаждающий процессор, из-за чего устройства начали непривычно долго думать, медленно работать или вообще выплевывать карту. И опять же начались проблемы с механизмом подбора купюр.
По словам специалистов, проблемы возникли из-за того, что к нам в основном поставляют банкоматы в стандартной комплектации, как правило, предназначенные для работы на американском рынке, где банкоматы стоят в кондиционированных помещениях, а холодных зим и вовсе не бывает. В принципе адаптация к нашему климату возможна. По желанию заказчика банкоматы можно оснастить специальными устройствами, которые будут поддерживать необходимую температуру внутри банкомата и зимой, и летом. Но это стоит денег. "РБГ" решила узнать, будут ли банки адаптировать свои банкоматы к нашему новому экстремальному климату или оставят все как есть, и банкоматная проблема так и будет всплывать вновь и вновь при очередных температурных рекордах.
Порадовать нечем - похоже, банкиры не собираются дооснащать существующий парк, но в новых поставках намерены учитывать изменившийся российский климат. "Мы собираемся планомерно заменить наши "уличные" банкоматы на более современные модели. При выборе новой модели банкоматов уделяли внимание защищенности банкоматов от мошеннических атак, наличию штатных защитных устройств и возможности дооснащения в случае необходимости дополнительными опциями", - сообщил Сергей Варганов, начальник Управления пластиковых карт РосЕвроБанка.
Дооснащение всего банкоматного парка - крайне затратный процесс, объяснили в Банке Москвы. "Необходимо четко просчитывать, какие услуги банк собирается предоставлять и в каком объеме, чтобы просчитать окупаемость, - сказали там. - Пока банк проводил модернизацию только один раз - когда проходил переход на прием чиповых карт. В ближайшее время модернизация не предвидится. Исходя из опыта текущей эксплуатации, банк планирует закупать офисные банкоматы в морозоустойчивом исполнении для установки в плохообогреваемых помещениях".
В компании Diebold конструкторы банкоматов называют пять актуальных направлений дооснащения. Это термопакеты, системы удаленного управления и мониторинга банкоматов, системы видеонаблюдения, сейфы различных степеней защиты и системы безопасности, включающие как физические, так и логические методы защиты. Это то, что интересует наши банки и что они заказывают у поставщиков.
Производители заверили, что все их современные устройства изначально адаптированы к экстремальной погоде. "Для бесперебойного функционирования банкоматов при низких или высоких температурах существует специальное климатическое оборудование. Это и тепловые пушки, и устройства вентиляции, и системы интегрированных температурных датчиков, позволяющих удаленно фиксировать температурные условия важных зон банкомата и управлять поведением банкомата в зависимости от ситуации, - рассказывают в Diebold. - У некоторых производителей обогрев не входит в базовую комплектацию банкомата, и их клиентам необходимо позаботиться о заказе соответствующих опций, если планируется эксплуатация устройств в условиях ниже +10 [0] С. Но при этом необходимо учитывать, что разные модели банкоматов предназначены для эксплуатации в разных условиях. Банкоматы, предназначенные для установки в помещениях, рассчитаны на бесперебойную работу при температуре от +10 до +38 градусов. Для так называемых "банкоматов-черезстенников" разброс очень велик, от -35 до +54 градусов. В среднем банкоматы начинают давать сбои при превышении максимально допустимой температуры на 5-10 градусов". В компании утверждают, что подобные случаи выхода из строя оборудования для наших широт, даже в нынешнюю жаркую погоду, маловероятны. Ведь даже в таких странах, как Саудовская Аравия, где климат намного жарче, чем в России, банкоматы не страдают от запредельно высоких температур и бесперебойно функционируют круглый год.
"Наши банкоматы обладают некоторыми технологическими особенностями внутреннего устройства, которые нечувствительны к температурным перепадам, - заверили в другом крупном поставщике, компании Wincor Nixdorf. - Дополнительно мы предлагаем своим партнерам на внешние устройства (например, стоящие на улице) устанавливать усиленные климатические пакеты".
В этом году российские банкоматы проверяли на прочность не только экстремальные температуры, но и скиммеры, включившие Россию в сферу своих интересов (скимминг - навешивание на банкоматы различных устройств считывания и передачи, после чего деньги с карт очень быстро улетают в неизвестном направлении и вернуть их из-за несовершенства российского законодательства практически невозможно). Поэтому второе, актуальное сейчас направление модернизации - защита от внешних проникновений. "В связи с активизацией мошенников сейчас банки как никогда задумываются о дополнительных защитных средствах устройств самообслуживания и модернизируют их, - признаются в Wincor Nixdorf. - Фактически все банки провели обязательную EMV-миграцию банкоматов, позволяющую работать с более защищенным продуктом - картами с микропроцессорами (чипом). Кроме того, банки стали проявлять интерес к так называемым защитным шторкам для клавиатуры, которые широко распространены в Европе, но практически неизвестны на сегодняшний день в России. Это устройство обеспечивает защиту ввода информации (пин-кода) от посторонних глаз". Востребованы и более сложные технологические решения. Например, недавно ВТБ 24 сообщил, что тестирует пять банкоматов, которые распознают клиентов в лицо.
В Diebold для борьбы со всеми известными способами скимминговых атак на банкоматы разработана система активного антискимминга и дополнительная опция к этой системе - комплект для обнаружения незаконно установленных считывающих устройств. Это специальное устройство создает электромагнитное поле вокруг банкомата и мешает скиммеру считывать информацию с магнитной полосы банковской карты в картридерах, так что данные владельца карты надежно защищены.
Третье направление дооснащения банкоматов - новые опции. Кризис заставил банки задуматься о снижении издержек и вспомнить о дистанционном сервисе. Поставщики отмечают интерес со стороны российских финансовых учреждений практически ко всем новейшим технологиям в области дистанционного обслуживания. Так что в скором будущем нас ожидает превращение банкоматов в некий финансовый мини-магазин.