По данным минэкономразвития, средний темп проверок бизнеса со стороны исполнительных органов федеральной власти можно оценить как два миллиона в год.
У некоторых органов власти наблюдается аномально высокая доля проверок и это при том, что Генпрокуратура в 45% случаев отказывает в их проведении. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития России о состоянии системы государственного и муниципального контроля в РФ. В исследовании также подведены первые итоги применения ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...". Исследование, проведенное ведомством, показало чудовищный размах этого "бизнеса". Причем достается всем и даже бюджетным организациям - около трети всех проверок пришлось на бюджетников. Однако больше всех под раздачу попадают, конечно же, "малыши" - 54% от общего числа проведенных проверок. "Для некоторых федеральных органов исполнительной власти наблюдается аномально высокая доля проверок, приходящаяся на предприятия малого и среднего бизнеса", - отмечают в докладе минэкономразвития. Более 96% проверок - ФМС России, 87% - Ростехрегулирование, 75% - Россельхознадзор и 71% - Ространснадзор.
При этом минэкономразвития подчеркивает, что не все федеральные органы исполнительной власти представили в ведомство соответствующие сведения, а данные, представленные в министерство и органы прокуратуры РФ (например, в части согласований внеплановых выездных проверок), существенно различаются между собой.
За исследуемый период (три квартала - III кв. 2009 г. - I кв. 2010 г.) приведена информация о проведении около 1,6 млн проверок.
"Однако если учитывать приблизительно равномерное распределение количества проверок по кварталам, в среднем составляющее около 500 тыс. проверок, то общее число проверок, информация о которых представляется федеральными органами исполнительной власти, составляет в годовом исчислении 2,1 млн проверок (без проверок финансового характера, таможенных органов, органов внутренних дел и отдельных видов контроля, представленных в части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ)", - говорится в документе.
Бизнес считает, что нагрузка все же упала. "Если сравнить, что было 2-4 года назад, то количество проблем, связанных с проверками, стало существенно меньше, - утверждает Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРЫ России". - Сегодня многое зависит от грамотности самих предпринимателей. Кто привык к безропотному подчинению контролерам, того как проверяли, так и проверяют. А если предприниматель хоть немножко интересуется изменениями, которые происходят в законодательстве, его проверять уже достаточно сложно". Основная нагрузка по проверкам по данным "ОПОРЫ России" везде разная, если в качестве примера взять муниципальные районы Московской области, то наибольшее их число проводят налоговые органы и административно-технические инспекции. На федеральном уровне многие ведомства свели их до минимума, например милиция и Роспотребнадзор.
Борис Титов, председатель общественной организации "Деловая Россия", подтверждает, что сегодня есть тенденция в сторону уменьшения количества проверок, но кардинального перелома пока не произошло. "Общее впечатление, что после введения нормы о согласовании проверок с генпрокуратурой их стало немного меньше, - говорит Борис Титов. - Мне кажется, это скорее больше эмоциональное и психологическое состояние. Мы сократили количество проверок, которые были откровенно наездные. Сама система сегодня работает очень сложно".
По словам председателя "Деловой России", прокуратура действительно ставит барьеры, однако проверки проходят и в обход прокуратуры. "Мы знаем, что налоговые органы, милиция и некоторые другие ведомства могут вообще не получать в прокуратуре разрешение, - пояснил Борис Титов. - Например, есть такой вариант, как обращение граждан, который не требует разрешения прокуратуры, и многие этим пользуются. Поэтому пока серьезного барьера на пути проверок нет. Количество проверок, проводимых налоговыми органами, плановых камеральных, встречных огромное. Хотя надо отдать должное: налоговые органы в последнее время стали работать лучше, откровенное взяточничество начинает снижаться".
Говоря о первых итогах применения ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...", Владислав Корочкин отметил, что закон, безусловно, упростил жизнь предпринимателям. "Конечно, любой закон при желании можно обойти и организовать любую внеплановую проверку. Однако сейчас это стало сделать сложнее и требует уже некоторых усилий, которые не каждый контролер захочет предпринять", - считает вице-президент "ОПОРЫ России". Основная проблема сегодня, по мнению Владислава Корочкина, это несовершенство нашего законодательства. "К сожалению, оно иногда предъявляет к предпринимателям завышенные требования, которые порой невозможно выполнить, - пояснил он. - Многие технические требования писались в течение 15 лет, исходя из посыла, что мы вам напишем такое, что вы никогда не выполните. Например, для малого предприятия существуют требования по аттестации рабочих мест по условиям труда с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Даже когда 2 рабочих места находятся в одном помещении с одинаковой офисной техникой, необходимо платить за исследование каждого места".
Соответственно возникает вопрос договоренности с контролером. Встает вопрос - честно платить какие-то штрафы или платить неофициально половину. "Такая тема есть, и многие предприниматели воспринимают ее не как что-то чрезвычайное, а как рутину, - рассказал Владислав Корочкин. - Отсюда результат, они заранее вписывают решение таких проблем в свои бюджеты и при опросах даже не помнят об их существовании. Все это приводит к увеличению издержек предприятия, это в свою очередь ведет к увеличению стоимости услуг, продукции и т.д.".
Бизнес считает, что систему контроля и надзора надо менять. "У генпрокуратуры необходимо получать не разрешение на проведение проверки, а проходить регистрацию на сайте и получать номер на каждую проверку, - говорит Борис Титов. - Причем вводить норму в законодательство, согласно которой без регистрационного номера проверки были бы недействительными, а суды не рассматривали их в качестве доказательств".
Минэкономразвития, подготовив доклад, проделало огромную работу, чтобы выяснить, какое количество проверок было у нас в стране. Глава "Деловой России" уверен, что если бы у нас была их официальная регистрация, мы бы в режиме онлайн знали, кто, где, когда, в каких регионах и какой бизнес проверяет. "Регистрация сделала бы этот процесс прозрачным и открытым. Если в генпрокуратуре не могут сделать сайт своими силами, мы готовы помочь", - отметил Борис Титов.
Малый бизнес уверен, что система должна стать не разрешительной, а уведомительной. "Контроль необходимо осуществлять не за входом на рынок, а за деятельностью компании, - считает Владислав Корочкин. - Должна быть презумпция, что любая деятельность, которая действует в рамках закона, общественно полезна, приносит пользу гражданам и государству. Соответственно ее надо всячески поощрять, а не искать какие-то нарушения, чтобы тут же наказать".
По мнению вице-президента "ОПОРЫ России", может быть, даже чиновник должен подсказать сначала, как правильно функционировать, и только затем проверить - все ли задекларировано правильно. Если есть случайные искажения, это одно, если намеренная фальсификация, то это уже мошенничество, которое должно наказываться в соответствие с законодательством. "Вот когда вместо безответственной сертификации, всяческих аккредитаций и т.д. возникнет ответственное декларирование с соответствующим контролем надзирающих органов, вот тогда система приобретет цивилизованный вид, который она имеет в странах, на которые мы равняемся. Изменение сознания уже происходит, и доклад минэкономразвития достаточно наглядно демонстрирует, что в правительстве понимание уже созрело. Осталось это довести до среднего и нижнего уровня государственных и муниципальных служащих", - отметил Владислав Корочкин.