Специалисты трех военных научно-исследовательских институтов разрабатывают рекомендации, которые помогут начальникам гарнизонов правильно организовывать борьбу с огнем.
Это не отвлеченные советы, а жестко привязанные к конкретному региону и конкретной местности правила предупреждения и ликвидации пожаров. Руководит научной группой заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков. Вчера он рассказал журналистам, как армейское ведомство выполняет указание президента: обеспечивает безопасность военных объектов и помогает МЧС ликвидировать очаги пожаров.
По словам генерала, в решении этой задачи ежедневно участвуют от 8,5 до 10 тысяч солдат и офицеров, а также около тысячи единиц специальной техники. Где-то военные ликвидируют очаги возгораний, но главным образом они подводят воду к пылающим торфяникам и распахивают землю вокруг населенных пунктов и промышленных объектов. Их техника - путе прокладчики, землеройные машины, трактора, бульдозеры и средства разграждения - оказалась очень эффективной при тушении пожаров.
Когда огонь охватил большие территории Московской, Рязанской, Владимирской и Нижегородской областей, руководители минобороны приняли решение - задействовать в борьбе с ним отдельные трубопроводные батальоны столичного и Северо-Кавказского военных округов. В течение нескольких недель военнослужащие проложили 15 трубопроводов общей протяженностью более 100 километров, перекачали почти полмиллиона кубометров воды.
Замминистра обороны привел такой пример. Цистерна пожарного автомобиля способна доставить к очагу пожара всего 10 кубометров воды. Мощность трубопровода - 2500- 3000 кубов в сутки. Для подачи такого количества воды пожарным нужно ежедневно выполнять не менее 250-300 рейсов.
Объективности ради надо вспомнить и о факте иного рода - сильном пожаре на базе флотской авиации в Коломне. Генерал Булгаков участвовал в его ликвидации и в оценке действий местного командира был предельно жестким.
- Подполковник был в "реактивном состоянии". Только этим я могу объяснить, что он, когда вокруг все полыхало, не вызвал в часть ни одного начальника хранилища. Командование базы не выполнило свои прямые обязанности. В гарнизоне на территории стояла сухая трава по пояс, а полоса безопасности шириной 50 метров отсутствовала. Разве трудно было распахать землю, ведь трактора в части имелись.