С 19 августа в шести крупнейших городах Австралии в течение месяца зрители увидят 29 отечественных фильмов и встретятся с мастерами кино.
На суд весьма взыскательной публики в этой стране иммигрантов, впитавшей в себя интеллектуальные соки десятков волн переселенцев, в том числе выходцев из России, представлены работы последних трех лет. В их числе: "Кандагар" Андрея Кавуна, "Одна война" Веры Глаголевой, "Чудо" Александра Прошкина, "Царь" Павла Лунгина, "Поп" Владимира Хотиненко.
За шесть лет этот кинофестиваль, по мнению ряда авторитетных фигур (в их числе - председатель правления Киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров), превратился в один из самых масштабных смотров достижений национального кинематографа. Чем объясняется этот феномен? Почему именно Австралия? Напрашивается извечный тютчевский вопрос: "Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?"
Особенно актуальны эти вопросы в год 65-летия Победы и на фоне нарастающего прессинга со стороны желающих перелицевать историю на свой лад в корыстных целях. В этом году покажут девять эпических полотен из золотого фонда, посвященных Великой Отечественной: так решили австралийские организаторы кинофестиваля, представляющие русскую диаспору.
- Говорить о делах давно минувших дней с выходцами из России стало проще, - сказал мне в телефонном интервью Карен Шахназаров. - Прежняя идейная разобщенность русской иммиграции уходит в прошлое, острота конфликтов поубавилась, потому что все меньше и меньше непосредственных участников тех событий. Однако и спустя 65 лет Великая Отечественная служит лакмусовой бумажкой: через отношение к этой войне определяется многое другое. Сейчас хотят переписать историю, иначе представить итоги войны, поменять в ней роли действующих лиц. Тем более важно обращаться к этой теме, чтобы помочь людям разобраться в исторических процессах.
"Современные российские режиссеры, скользя по гребню постсоветской эпохи, остро чувствуют в спину дыхание прошлого", - сделал вывод Крис Бойд, обозреватель респектабельной газеты "Острэлиан файнэншл ревью". Отрецензированный им фильм "Агитбригада "Бей врага!", по разумению австралийского критика, "не более трагичен, чем скажем, пьесы Антона Чехова "Вишневый сад" или "Чайка", в нем есть мечтательность и мягкая меланхолия". Крис Бойд знаком с понятием "агитпроп" и высказыванием плодовитого автора о том, что "важнейшим из искусств для нас является кино". Крис Бойд, как сторонний наблюдатель, высоко оценил фильм про агитбригаду, плывущую вниз по Оби и Иртышу для воодушевления спецпереселенцев из числа сосланных калмыков, поволжских немцев и украинских кулаков.
Опыт демонстрации богатого ассорти российских фильмов, с одной стороны, обнадеживает: за шесть лет на экраны выпустили 95 работ отечественных мастеров, которые посмотрели 35 тысяч австралийцев. В стране, где качественное образование и качественные средства массовой информации сформировали с годами жирную прослойку интеллигенции, можно выставлять напоказ кино разного идейного содержания, эстетической стилистики, жанров и форматов. Начитанной и искушенной публике это глянется, и она проголосует сперва ногами, заполнив залы, а затем и на инетовском форуме, где определяется лидер зрительских симпатий.