16.08.2010 23:40
    Поделиться

    Решить проблему модернизации моногородов могло бы государственно-частное партнерство

    В Общественной палате прошли слушания "Модернизация как способ решения проблем моногородов". Проблему обсуждали представители профильных министерств, ведущих корпораций, холдингов и концернов, общественных объединений, а также эксперты.

    Под понятие моногород в России подпадают, по одним данным, около 400, по другим - около 800 населенных пунктов. Они разные, есть богатые, где добывают нефть и газ, есть бедные и даже очень бедные, где градообразующие предприятия балансируют на грани закрытия.

    В антикризисном плане правительства фигурируют 27 моногородов. Однако, как отмечалось на слушаниях в Общественной палате РФ, местные власти активно работают лишь в нескольких из них. В других только создаются разного рода рабочие группы и пишутся планы. По словам президента Союза малых городов России Евгения Маркова, это всего лишь возвращение в год 1993-й, когда уже обсуждалась аналогичная федеральная целевая программа. Власть, в сущности, пока что демонстрирует свою беспомощность. На самом деле, отмечает Е. Марков, государство должно было разработать принципы и крупномасштабную политику в целом в отношении монопрофильных населенных пунктов, чтобы ответить на вопрос: быть этим городам или нет. Ведь даже в отношении Тольятти, миллионного города, и то возникал вопрос: а может, его расселить? А о небольших городах и говорить нечего. Нужна действительно государственная политика, стратегия в отношении принципиальной позиции, которая должна быть отражена в специальном государственном документе: что делать с моногородами, большими, малыми, совсем маленькими. Не штучный подход, какой сегодня демонстрирует федеральный центр, а масштабный и принципиальный.

    По мнению члена Общественной палаты РФ Анатолия Либета, решить проблему модернизации моногородов могло бы государственно-частное партнерство (ГЧП). Надеяться на помощь государства, конечно же, стоит. Но сидеть и ждать, когда долгожданные инвестиции придут и в ваш город, можно не год и не два. Одновременно нужно пытаться сделать что-то самим, найти другие источники финансирования, привлечь инвестиции в свой регион, в свой завод, в свой город. Проблем у моногорода может быть множество: спад производства, изношенность инфраструктуры, слабое развитие территорий, упадок транспортной сферы и сферы здравоохранения, нехватка денежных средств и т.п.

    Выходом из сложившейся ситуации может стать привлечение такого механизма ГЧП, как концессионное соглашение. Так, например, администрация моногорода может объявить конкурс, на условиях которого концессионер (или инвестор) должен будет вложить средства в реконструкцию и модернизацию объектов ЖКХ. Это позволит улучшить качество и количество оказываемых потребителям услуг, снизить непроизводственные расходы и сократить нагрузку на бюджет. При этом право собственности на объекты ЖКХ остается у самого города. Доходы инвестор будет получать из платежей жителей за услуги в сфере ЖКХ. При этом важно понимать, что управление не подразумевает передачу в собственность: собственником имущества по-прежнему остается город, а частная компания лишь вкладывает средства в его модернизацию и ремонт.

    Руководитель Института продвижения инноваций Общественной палаты Вячеслав Глазычев подчеркнул, что не надо препятствовать увольнению людей с модернизируемых предприятий, так как это является необходимым. В Череповце надо сокращать 10 тыс. человек, в Тольятти - еще больше. Но поле занятости для уволенных не создано, и это задача частного бизнеса.

    Он привел пример скандального Байкальского ЦБК, загрязнявшего озеро, который был недавно вновь запущен с разрешения правительства под предлогом, что людям нужна работа. Так вот из 1300 работников завода 300 начали продавать клубнику в Иркутске, еще 200 забрали к себе другие целлюлозно-бумажные предприятия, 350 занялись малым бизнесом, в основном обслуживанием туристов. Остались 400 человек, для которых и возобновили производство.

    Модернизация подобна хирургической операции: необходимо, но очень больно. При выходе на современные стандарты производительности труда индустрия сокращает потребность в рабочей силе в десятки раз. За примерами далеко ходить не надо: на фабрике по производству клееного бруса в городе Нягань (ХМАО) в смену занято 18 человек, на заводе фирмы "Флейдерер", выпускающем качественную древесно-стружечную плиту, под Новгородом Великим, смена состоит из 16 человек. А вот на типовом домостроительном комбинате немецкой компании Wehrahn, которая строит в России, выпуская полмиллиона кв. м в год, в смену работают 4 оператора и 4 их помощника.

    Безусловно, людей необходимо трудоустраивать. Куда - это и есть основной вопрос, считает Вячеслав Глазычев и обращает внимание на необходимость создания моделей развития, основанных на реальных, а не административных городских округах.

    Мэры моногородов не заинтересованы в инновациях, говорили на "круглом столе". Они заняты текущими проблемами, горизонт их планирования - 4 года. Далеко от этих проблем и депутаты горсобраний - они делят бизнес, связанный с ЖКХ. Поэтому государству нужно сформировать политику развития городов, создать центр подготовки мэров. К разрешению ситуации должны активнее подключаться институты гражданского общества. Кроме того, участники слушаний предложили создать федеральный центр для разработки стратегии развития моногородов.

    Поделиться