Гуманитарная катастрофа в Пакистане потрясла Пан Ги Муна

"Я своими глазами видел последствия многих природных бедствий и катастроф. Однако то, что я увидел сегодня, пролетая над охваченными наводнениями районами Пакистана, меня совершенно поразило. Такого даже мне не приходилось видеть", - с этих слов начал пресс-конференцию в Исламабаде Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Шокировали Генсека организации не только масштабы бедствия и разрушения, вызванные наводнениями в Пакистане, но и осознание того, какая гуманитарная катастрофа с далеко идущими политическими последствиями ждет эту азиатскую страну. Пан Ги Мун предпочел забыть о дипломатическом стиле и выразился как "простой смертный", назвав проведенный день в Пакистане "душераздирающим" для себя и для членов его делегации.

Он распорядился выделить Исламабаду дополнительно 10 миллионов долларов из резервных фондов ООН. Тем самым размер субсидий Пакистану со стороны организации составил уже 27 миллионов долларов.

Однако это капля в море. Прямые и косвенные убытки от наводнения в Пакистане, по расчетам экспертов, могут достигнуть полмиллиарда долларов. Уже понятно, что сам Исламабад вряд ли справится с локализацией последствий катастрофы как с финансовой, так и с организационной точек зрения. Больше всего в ООН опасаются возникновения в Пакистане эпидемии холеры и острой диареи. Не случайно, покидая охваченный бедствием Пакистан, Пан Ги Мун предложил мировому сообществу "забыть о распрях" и помочь "многострадальной стране".

Одной из первых помощь пакистанским властям предложила Франция. Ее президент Николя Саркози заявил, что страна готова мобилизовать свои тыловые военные, воздушные и военно-морские средства для доставки в рамках НАТО международной помощи пакистанскому народу. Париж уже направляет в Исламабад самолет с 60 тоннами гуманитарной помощи.

Саркози обратился с открытым письмом к председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу, в котором призвал его мобилизовать все ресурсы Евросоюза для того, чтобы "наглядно продемонстрировать солидарность с пакистанским народом". Гуманитарная катастрофа в Пакистане, землетрясение на Гаити и лесные пожары в России навели президента Франции на мысль о том, что в рамках Евросоюза следует создать специальный механизм реагирования на чрезвычайные ситуации. "В ближайшее время Франция выступит с таким предложением", - обещал Саркози.

Тем временем в самом Пакистане продолжается "печальный подсчет" последствий самого сильного в стране за последние 80 лет наводнения. Власти заявили о том, что по состоянию на понедельник жертвами стихии стали не менее 1,5 тысячи человек. Их число "неуклонно растет". Всего в зоне риска оказалось более 20 миллионов человек, из них 6 миллионов детей.

комментарий

Евгений Сатановский, президент института Ближнего Востока: После наводнения в Пакистане крайне высока возможность смены власти. Вероятность возвращения к руководству страной военных равна почти 100 процентам. Потому что только армия способна контролировать эту страну. Есть даже такая шутка: во всех странах государство имеет армию, а в Пакистане армия имеет государство. Гражданские правительства в этой стране всегда либо свергались, либо теряли власть из-за политических или экономических кризисов.

Нынешний президент Асиф Али Зардари, как и все предыдущие руководители Пакистана, не контролирует ситуацию в государстве. Кроме того, его правительство поражено глубочайшей коррупцией. Основной конкурент Зардари - лидер Пакистанской мусульманской лиги Наваз Шариф - не более популярен и не менее коррумпирован, чем нынешний лидер исламской республики.

Выходом из сложившейся ситуации стало бы возвращение к власти генерала в отставке Первеза Мушаррафа или нынешнего лидера военных Ашфака Каяни. В противном случае не исключен распад государства, так как в самом Пакистане очень популярны сепаратистские настроения. Фактически нынешнее правительство не контролирует ситуацию ни в Белуджистане, ни в долине Сват, ни в Синде, ни в северо-западной провинции, ни даже в Пенджабе. Виной тому не только талибы, но и другие исламистские группировки.

Наводнение, как и все предыдущие катаклизмы, - не более чем новый повод для волнений. Конечно, то, что 20 миллионов человек оказались на улице, чрезвычайно трагично, но для Пакистана такая ситуация, к сожалению, не нова.

Если распад страны все же произойдет, то на свободный рынок может попасть оборудование для производства атомных бомб, расщепляющие материалы и даже сами бомбы. Ситуация в Пакистане на данный момент представляет куда большую угрозу Договору о нераспространении ядерного оружия, чем иранская ядерная программа.

Подготовил Виктор Фещенко