16.08.2010 23:00
    Поделиться

    Дмитрий Пантелеев: Биотехнологии сегодня - самая перспективная в России ниша для инвестиций

    Альтернативное топливо готово потеснить традиционное углеводородное сырье

    Биотехнологии сегодня - самая перспективная в России ниша для инвестиций, уверен генеральный директор кировского ООО "БиоХимЗавод" Дмитрий Пантелеев.

    Бизнес в этой наукоемкой отрасли вполне может быть прибыльным, считает Пантелеев. Об этом свидетельствует опыт работы возглавляемой им компании.

    Российская газета: Дмитрий Николаевич, почему вас, как бизнесмена, привлекли именно биотехнологии?
    Дмитрий

    Пантелеев: По образованию я - химик. Еще в студенческие мне было ясно, что у биотехнологий - большие перспективы. Тогда по уровню их развития наша страна уступала только США. К сожалению, в начале 1990-х большинство биохимических производств России прекратили существование. Фактически, отрасль была похоронена.

    Тем временем западные ученые интенсивно вели разработки в этой сфере, и сегодня результат налицо. В производстве продуктов питания биотехнологии уже играют ведущую роль, биотопливо постепенно теснит традиционные углеводороды. Американцы уже заявили, что к 2012 году более 60 процентов всего горючего в их стране будет приходится на долю биотоплива.

    Среди ведущих секторов мировой экономики биотехнологии занимает третье место по уровню капитализации, уступая только банковскому и нефтегазовому. В Евросоюзе оборот сектора биоэкономики (основа которого - биотехнологии) составляет свыше 1,5 триллиона евро, в нем занято 10 процентов трудоспособного населения. Уже очевидно, что в ближайшие десятилетия с помощью биотехнологий будет производиться половина мирового валового продукта.

    Поэтому когда я осознал, что в России почти никто серьезно этим не занимается, мне это показалось крайне перспективным. Наша страна рано или поздно пройдет этот путь. Ведь о необходимости развития биотехнологий не раз заявляли первые лица государства. Пока же мы развиваем свой проект в Кировской области, где, несмотря на все экономические проблемы прошлых лет, осталась мощная структура с сырьевым, научным, человеческим потенциалом, действующими промышленными площадками. Главная из них - наш биохимзавод.

    РГ: Каково было состояние предприятия, когда вы начали им руководить?
     

    Пантелеев: Биохимзавод достался мне после третьей процедуры банкротства, со всеми долгами, 10-месячной задолженностью по выплате зарплаты коллективу. Но я видел перспективы, да к тому же сам профессионал в этой области. А когда занимаешься любимым делом, измеряешь степень трудностей несколько иначе. Да, сложно, да, дорого. Но результат и предвкушение победы оправдали все затраты - и моральные, и финансовые. В завод вложено более 300 миллионов рублей инвестиций. Мы сохранили коллектив, привлекли новые кадры, появились специалисты, способные реализовывать самые смелые и революционные идеи. Конечно, это произошло не в одночасье, работа велась несколько лет. И ее итоги показали, что курс на технологическое перевооружение был выбран верно.

    РГ: Какой первый проект был реализован при вашем руководстве?
     

    Пантелеев: Как ни парадоксально, первым проектом была… котельная. Раньше теплоснабжение завода полностью зависело от ТЭЦ. Но в последние годы энергетики многократно подняли цены. Мы поняли, что в условиях монополии это может продолжаться бесконечно, и решили минимизировать свою зависимость от энергетиков. Газифицировались, а, самое главное, - научились превращать свои отходы в энергию. Сейчас ставим свою турбину, скоро и электроэнергию будем получать сами.

    Следующий проект - пеллеты, ведь спрос на них растет постоянно. А Кировская область - лесной край, и отходов деревообработки здесь хватает. Когда несколько лет назад мы поняли, что никто особо не заинтересован в том, чтобы цивилизованно заниматься лесопереработкой, мы сами стали вывозить отходы лесопиления, купили дорогостоящую технику для вывоза опила. Мы стали главным переработчиком этих отходов в регионе и ведущим производителем пеллет.

    Затем мы возродили производство дрожжей - но на принципиально новой основе, полностью автоматизировав процесс. После чего перешли к биоэнергетике. Мы единственные в мире начали выпуск биоэтанола - спирта из непищевого сырья, октановое число которого - 120 единиц. Разбавленное этанолом топливо образует в процессе сгорания намного меньше вредных веществ и гари по сравнению с обычным. Сейчас на очереди - сразу несколько новых проектов.

    Постоянный поиск перспективных рыночных ниш позволил нам диверсифицировать производство, это помогает не зависеть от одного вида продукции. Наши основные продукты пользуются стабильным спросом на рынке.

    РГ: Какой проект вы считаете главным?
     

    Пантелеев: Самый главный реализованный нами проект - это то, что бывшее государственное предприятие научилось работать в жестких условиях современного высоко конкурентного рынка.

    РГ: Какие новые проекты биохимзавод намерен реализовать в ближайшем будущем?
     

    Пантелеев: Сейчас на очереди новая разработка, которой мы занимались целых два года. Она касается создания углеводородов из метана и углекислого газа. Это действительно грандиозный проект производства биогаза из наших собственных отходов. Это исключительно перспективное направление. После реализации проекта, например, можно будет собирать выхлопные газы автомобиля и снова превращать их в биотопливо.

    Но здесь мы столкнулось с неожиданной проблемой. Оказалось, что подобное оборудование в России не производится. Пришлось искать зарубежных поставщиков. Что характерно, нужное нам оборудование нашлось в Германии. И не случайно: именно эта страна сегодня лидирует в производстве биотоплива. Финансировать новый проект, предположительно, будет также немецкий банк. Его руководство увидело здесь хорошую перспективу.

    Еще одним крупным экологическим проектом станет реконструкция очистных сооружений. Проект осуществляется совместно с германской компанией Voith. Он позволит снять проблему утилизации и очистки стоков. Одновременно исчезнут и запахи, которые много лет беспокоят жителей города.

    Что касается глобальной перспективы, в масштабах всей страны, то можно говорить о проекте расширения на наших площадях производства кормовых дрожжей. Мы готовы поставлять их всем предприятиям животноводческого комплекса России. Фактически, это государственная задача - обеспечение продовольственной безопасности нашей страны. Объем финансирования этого проекта - 10 миллиардов рублей.

    РГ: Недавно руководитель Федерального центра развития биоэнергетики Владимир Басков сообщил о создании мощнейшего биотехнологического комплекса с центром в Кирове. "БиоХимЗавод" должен стать его главной площадкой. Почему федеральные власти сделали такой выбор?
     

    Пантелеев: Это решение принято не случайно. В Кирове расположены крупные химические предприятия, сосредоточена серьезная научно-исследовательская база. Хорошая логистика региона позволяет вести постоянный подвоз необходимого сырья. Все это дает возможность сосредоточить на Вятке все необходимые технологические процессы и проекты.

    Сейчас в Кировской области биоэнергетические проекты концентрируются вокруг нашего биохимзавода, других подобных предприятий, высших учебных и научных заведений, чтобы создать общероссийский демонстрационный полигон глубокой переработки отходов древесины. Начиная от гидролизной переработки, газификации древесины и заканчивая переработкой лигнина - отличного сырья для биоэнергетики. Пока в большинстве регионов его просто сжигают, нанося вред экологии. Здесь же будет сосредоточена и самая передовая технология переработки отходов сточных вод.
    Основную роль в комплексе действительно будет играть наш биохимзавод. Это вполне логично: все инновационные технологии должны быть сосредоточены именно в том регионе, где находится реальное, действующее производство. Создавать комплекс нужно там, где воплощение научной идеи дает конкретный экономический результат. В институте или лаборатории такого эффекта достичь невозможно. Вообще, я считаю, что пора разработать механизм оценки инноваций по реальной прибыли от них. Испытательный полигон должен создаваться на действующем заводе. Не случайно нашими проектами заинтересовались крупнейшие инвесторы. Например "Газпромбанк", вкладывающий деньги в развитие передовых технологий на базе "БиоХимЗавода".

    РГ: Насколько важна для вашего завода экологическая составляющая? Возможно ли сделать химическое производство полностью безвредным?
     

    Пантелеев: Сейчас в России с пользой используется не более половины, а в сибирском регионе - лишь треть биомассы растущего дерева. Остальное превращается в отходы, которые порой используются как топливо, а чаще вывозятся в отвалы, где сжигаются, вызывая пожары. Или попросту сбрасываются в реки и озера. Сегодня вятские леса задыхаются от несанкционированных свалок из гниющих отходов деревообработки. Наш завод перерабатывает более 380 тысяч кубометров древесных отходов в год. Уже этим мы вносим солидный вклад в улучшение экологической ситуации в регионе.

    Кроме того, на заводе разработан план экологических мероприятий до 2011 года, согласованный с природоохранными и контролирующими ведомствами. Он предусматривает, что отходы производства будут вовлекаться в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. В первую очередь, речь идет об утилизации углекислого газа и создания полностью безотходного производства с замкнутым циклом. Тогда наше предприятие вообще не будет образовывать отходы производства.

    Кстати, и сегодня в нашем технологическом пруду водятся щуки и караси. Я думаю, немногие химические предприятия в мире могут сегодня похвастаться подобным…
     

    Поделиться