В большинстве регионов ситуация с задолженностями по выплатам зарплат стабилизировалась. Однако в этой сфере по-прежнему требуется контроль со стороны чиновников, прокуроров и трудовых инспекторов.
По данным статистики на 1 августа, в Воронежской области осталось всего три предприятия с большой задолженностью по зарплате. Они недодали сотрудникам - это порядка тысячи человек - свыше 26 миллионов рублей. Как рассказала заместитель руководителя госинспекции труда по Воронежской области Галина Климович, 99,5 процента суммы приходится на экскаваторный завод "ВЭКС", который находится в процедуре банкротства.
Всего за семь месяцев инспекторы выявили более 650 нарушений законодательства об оплате труда и добились погашения задолженности в размере 30 миллионов рублей. Кроме того, судебные приставы за тот же период вынудили предприятия выплатить задержанные зарплаты на общую сумму около 50 миллионов. Как видно из материалов Воронежстата, общий долг предприятий и организаций области с марта сокращается умеренными темпами - примерно на 10 миллионов в месяц.
Но ситуацию осложняют предприятия-банкроты, у которых нет ни производств, ни собственных средств. Конкурсных управляющих таких проблемных предприятий регулярно приглашают на заседания межведомственной рабочей группы, куда входят представители различных контрольно-надзорных структур области.
- Ситуация выглядит относительно благополучной. Однако надо учесть, что мы не имеем полной картины, - подчеркнула Галина Климович. - Надзорные органы оперируют прежде всего итогами статистического наблюдения, которое охватывает только крупный и средний бизнес, но не все работодатели предоставляют информацию. Так, директор мебельного комбината, чьи сотрудники сидели без зарплаты три месяца, якобы не знала о сдаче отчетности. А значительная часть задолженности и вовсе складывается в секторе малого предпринимательства. Ее мы можем оценить только по количеству поступающих жалоб. Люди же не слишком активно это делают. Тем более что на малых предприятиях многие работают без оформления трудовых отношений, обрекая себя на бесправие.
В связи с кризисом нарушения прав работников участились: ради "оптимизации" людей вынуждают оформлять отпуск без сохранения зарплаты или увольняться по собственному желанию ради сокращения штата.
- В этом году серьезно обострилась проблема поиска "пропавших" работодателей - с ней сталкиваются все контрольно-надзорные органы, - добавила руководитель воронежской инспекции труда Жанна Васильева. - Предприятия часто изменяют местонахождение, не уведомляя налоговую службу и Росреестр о смене фактического адреса, который должен совпадать с юридическим. В итоге огромное количество хозяйствующих субъектов невозможно проверить - ни планово, ни внепланово. Даже уволенные работники порой не знают, куда переехал офис их фирмы.
Кроме того, по закону учредители не несут ответственности за нарушение трудового законодательства. При ликвидации предприятия наемный директор увольняется, и разбираться с долгами по зарплате некому. Да и в тех случаях, когда санкции можно применить, результата добиться непросто.
В Липецкой области, по данным прокуратуры, работодатели должны своему персоналу 19,1 миллиона рублей, 5,9 из которых - текущая задолженность за последний календарный месяц.
Почти половина всей суммы - 8,8 миллиона рублей - приходится на аграрный сектор экономики. На задержку зарплаты также жалуются работники предприятий обрабатывающего сектора экономики (7,5 миллиона) и строительной отрасли (2,6 миллиона). Всего в должниках числятся 11 предприятий. За их сотрудников приходится вступаться прокурорам.
- Например, ООО ХПП "Набережанское" было должно своим работникам 1,5 миллиона рублей, - рассказала корреспонденту "РГ" и. о. старшего помощника облпрокурора Елена Бадулина. - После того как прокурор Воловского района возбудил в отношении директора дело об административном правонарушении, долги по заработной плате на предприятии сократились до 440 тысяч. Хотя и медленно, но теперь задолженность по зарплате планомерно погашается.
С начала года городские и районные прокуроры провели 461 проверку соблюдения трудового законодательства в части своевременности выплаты заработной платы. К дисциплинарной ответственности по требованию прокуроров привлечено 85 должностных лиц, четыре руководителя дисквалифицировано. Почти две тысячи исков на сумму 36,9 миллиона рублей направлены в суды, из которых 1670 рассмотрено и удовлетворено. При этом за неисполнение решения суда работодателям грозит уже уголовная ответственность.
- Основная причина, по которой предприятия задерживают зарплату, - отсутствие средств на их счетах, - заметила Елена Бадулина.
Если руководство предприятий не в состоянии изыскать средства, чтобы рассчитаться с долгами, на имущество может быть наложен арест. Так, в июле, чтобы обеспечить исполнение судебных решений, приставы арестовали продукцию растениеводства ООО АФ "Настюша-Петровский". Если же выясняется, что возможность выплатить зарплату у руководителей была, ставится вопрос о возбуждении уголовного дела. Такая практика в регионе есть. В Задонском районе предметом интересов следствия стала агрофирма "Свишенское", которая не выплачивает зарплату свыше двух месяцев. В Липецке в поле зрения правоохранительных органов попало ООО, задолжавшее пособие по беременности и родам.
Ярославские предприятия должны своим работникам около 50 миллионов рублей. Причем эта сумма остается неизменной с мая нынешнего года и говорит об улучшении ситуации, поскольку на тот же период прошлого года долг составлял 105 миллионов.
Правда, в августе неожиданно для всех статистику ухудшило рыбинское НПО "Сатурн", где долг по выплате зарплаты потянул ни много ни мало на 140 миллионов. Как выяснилось, деньги "застряли", проходя через банк, и работники получили зарплату с задержкой в три дня. Но на 1 августа значился долг, и статистики добросовестно его зафиксировали.
В отличие от прошлых лет сегодня в должниках числятся не крупные предприятия, а в основном средние. Например, в их списке значится предприятие по выпуску теплоизоляционных изделий, где двумстам работникам задолжали 13 миллионов рублей. Серьезные проблемы у завода строительных материалов, расположенного в Ярославском районе. Он должен персоналу 9,5 миллиона рублей. Сейчас предприятие проходит процедуру банкротства и работникам выплачивают деньги небольшими частями.
Процесс выплаты долгов неплохо стимулирует процедура дисквалификации руководства предприятий. В облпрокуратуре сообщили, что за полгода в регионе было дисквалифицировано девять директоров (в 2009-м - пятеро). Кроме того что дисквалифицированный начальник лишается права определенный период времени занимать руководящие должности, его имя заносится в специальный реестр, информация о котором находится в открытом доступе. Когда перед директором маячит перспектива попасть в этот "черный список", деньги на выплату зарплаты он нередко находит.
Только после дисквалификации была отдана большая часть долга работникам ярославской кондитерской фабрики, которая в июле была признана банкротом. Чтобы выплатить работникам зарплату, был продан один из принадлежащих предприятию магазинов, и долг с 14 миллионов рублей сократился до трех. Поскольку фабрика сейчас проходит процедуру банкротства, оставшаяся сумма тоже будет выплачена по мере продажи собственности.
В Костромской области на злостных неплательщиков комплексно воздействуют областные власти, прокуратура, судебные приставы и профсоюзы. Плановый мониторинг задолженности, начатый в регионе год назад, ведут и по предприятиям, не подающим статистическую отчетность.
Так, к лету задолженность по зарплате в регионе уменьшилась до 34 миллионов рублей (годом ранее было 124 миллиона). Основную часть - 28 миллионов - своим работникам не выплатили предприятия, проходящие процедуру банкротства. В бюджетных организациях, по информации областной администрации, задолженности по зарплате нет.
Любопытно, что один из ведущих костромских производителей льняных тканей начал рассчитываться с работниками только после визита в цеха губернатора Игоря Слюняева, который возглавил рабочую группу по модернизации фабрики и ее выводу на плановые производственные мощности.