16.08.2010 23:10
    Поделиться

    На Кубани судят заслуженного артиста России, усомнившегося в творческих способностях директора драмтеатра

    На Кубани судят заслуженного артиста России, позволившего усомниться в творческих способностях директора драмтеатра

    Сегодня в Ленинском районном суде кубанской столицы продолжится рассмотрение иска директора Краснодарского академического театра драмы имени Горького Татьяны Кривошеевой к заслуженному артисту РФ Станиславу Сальникову.

    Холодная сцена

    Кривошеева считает, что своими высказываниями в СМИ и в письме, адресованном председателю российского Союза театральных деятелей Александру Калягину, Сальников унизил ее честь, достоинство и деловую репутацию. За причиненные "нравственные страдания" директор просит суд взыскать со ставшего по ее милости безработным артиста... 500 тысяч рублей.

    О разразившемся в старейшем творческом коллективе Кубани (в этом году театр отмечает 90-летие) скандале мы совсем недавно писали ("Фарс в театре драмы", "РГ" от 2 июля 2010 г.). Речь шла, напомним, о длящейся уже пять лет ситуации, когда с подачи местных властей на пост директора театра была назначена явно далекий от искусства человек. С приходом Кривошеевой началась кадровая чехарда в постановочных цехах и управленческих структурах, сменилось несколько главных режиссеров. Дольше всех - почти два года - продержался Алексей Ларичев, в свое время по приглашению самой Татьяны Германовны перебравшийся на юг из Тюмени, где он был главным режиссером и художественным руководителем драмтеатра. При Ларичеве кассовые сборы в Краснодарском академическом театре выросли как минимум на 40 процентов, однако и он пришелся не ко двору: в мае ушел в отпуск с последующим увольнением. По словам теперь уже бывшего главрежа, заявление он написал в "добровольно-принудительном порядке, устав противостоять стремлению директора "рулить" творческим процессом - от выбора пьесы до назначения на роли".

    По этому поводу члены художественного совета театра неоднократно обращались в краевой департамент культуры и даже к губернатору Кубани с убедительной просьбой разграничить обязанности между режиссером и директором, однако их не услышали (или не захотели услышать). А когда скандал вылился на страницы прессы и просторы Интернета, вслед за Ларичевым из театра "ушли" самых активных его сторонников. За бортом оказались шесть ведущих артистов, занятых практически во всех ключевых спектаклях, которые в прошлом сезоне шли на сцене театра: Татьяна Кривошеева не продлила с ними контракт.

    "Бунтари", на выход

    После их увольнения прошло полтора месяца. И вот стало известно, что Татьяна Германовна обратилась в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. Правда, в качестве ответчика выступают не шестеро "нераскаявшихся", а только один - заслуженный артист России, кумир краснодарской публики Станислав Сальников. Как выяснилось, ему вменяется в вину не только письмо в Союз театральных деятелей, но и газетные публикации, в которых актер высказал сомнения в компетенции директора и выразил опасения за будущее театра. Впрочем, не исключено, что последуют и другие иски. По крайней мере, в беседе с корреспондентом "РГ" Татьяна Германовна заявила: "Это мое право - обращаться в суд за защитой своих интересов. Возможно, появятся и другие ответчики".

    Из уволившихся артистов пока только один - Александр Тихонов - принят в труппу другого театра. Вместе с женой, бывшим завлитом краснодарской драмы Кристиной Кушнаревой, он уехал в Челябинск, где в новом сезоне будет играть на сцене местного драматического театра. Остальные оказались не так легки на подъем из-за семейных и прочих проблем. Но жить как-то надо. Леван Допуа устроился грузчиком на железнодорожный вокзал. Результат печальный: надорванная спина и больничная койка. Без работы и Евгений Женихов, 27 лет отдавший театру, девять из которых - краснодарской сцене. Однако на судьбу не сетует: "Меня лишили любимой работы, но не смогли растоптать достоинство", - говорит он.

    Станислав Сальников вместе с женой, прекрасной актрисой Натальей Иванцовой, также выброшенной на улицу, горько иронизируют, что "сидят на шее у дочери Маши". Стас и Наташа получают предложения играть на сценах других городов, но оба уже теряют надежду вернуться в родной театр. При этом Станислав говорит, что "заставить его сломиться и покаяться никому не удастся. Если только физически не уничтожат".

    Суд идет

    После первого заседания стало понятно, что Татьяна Германовна настроена весьма решительно. Помимо полумиллионной компенсации морального вреда она просит, чтобы суд обязал ее обидчика опровергнуть порочащую ее информацию "путем направления соответствующего письма в Союз театральных деятелей и опубликования статьи в газете". Поскольку печатное издание не привлекается в качестве соответчика, остается лишь гадать, как может быть выполнено требование истицы.

    К начавшемуся в Ленинском районном суде Краснодара настоящему "театральному трибуналу" приковано внимание городской общественности. За два дня театральные зрители собрали около 500 подписей (каждый указал свой адрес и контактный телефон) под обращением к руководству страны и края в поддержку опальных артистов и режиссера. Сальникову предлагают помощь самые разные люди.

    Защищать его взялся профессор Кубанского государственного университета Александр Осташевский, который настаивает на проведении лингвистической экспертизы. "Мы все имеем право на выражение своего мнения и оценочные суждения. Действия Кривошеевой как руководителя дают право высказываться моему подопечному так, как он это сделал своей публикацией", - пояснил Осташевский свою позицию.

    Поделиться