Принятые депутатами городского Законодательного собрания новый закон "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге" и поправки к действующему закону "О зеленых насаждениях общего пользования" опять пробудили интерес общественности к судьбе садов и скверов.
Жители Васильевского острова, вынужденные загорать на кладбищах из-за отсутствия других мест отдыха, еще в 2004 году обратились с открытым письмом к губернатору Санкт-Петербурга, в котором просили уделить внимание проблеме уплотнительной застройки на Васильевском острове. Однако только за последний год василеостровцы лишились пяти скверов. Больше повезло жителям вблизи сквера на Ивана Фомина, а также защитникам зеленого островка на Комендантском проспекте. Однако горячих точек, типа Лопухинского сада, слушания о котором в суде еще продолжаются, в будущем в городе может быть очень много.
Какие изменения ждут экономику Санкт-Петербурга после принятия нового регионального законодательства о зеленых насаждениях?
Первое, что вызывало основную критику на этапе обсуждения законопроектов: количество городских парков и скверов со статусом территорий зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП) сокращается с 2398 до 1388, тогда как, согласно генеральному плану, развития Санкт-Петербурга их количество к 2015 году, наоборот, должно быть увеличено в полтора раза.
- Из-под охраны выведены сотни (как правило, весьма инвестиционно привлекательных) садов и парков, что позволяет узаконить ранее принятые, зачастую сомнительные с правовой точки зрения решения по приватизации этих земельных участков или проведению на них строительства. Таким образом, "земельная амнистия" для строительных компаний Санкт-Петербурга фактически состоялась, что с точки зрения интересов крупного бизнеса, безусловно, является положительным моментом. Вывод ряда зон из списка территорий зеленых насаждений общего пользования значительно упрощает возможности городской застройки, считает доцент Высшей школы экономики Алексей Балашов.
Сами чиновники находят другие объяснения причин сокращения мест высадки деревьев.
- Более 40 процентов информации о границах зеленых зон в городе оказалось неверной. Нужно было внести корректировки. Специалисты комитета провели "в поле" около девяти месяцев, была сделана полная инвентаризация посадок, их обновленный перечень введен в новый закон, - говорит председатель земельного комитета администрации Санкт-Петербурга Валерий Калугин.
Второе, что регламентируют документы: сады, парки и скверы города в законе признаны зеленым фондом, который по определению попадает теперь под защиту федерального законодательства, а точнее, статью 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Вместо абстрактной совокупности деревьев и кустарников объектом зеленого фонда признается теперь определенная в законе территория, предназначенная под озеленение, вне зависимости от того, в каком состоянии она находится (даже если на ней временно ничего не растет).
Тем самым, по мнению специалистов, для строительных компаний устраняется одна из распространенных в прошлом лазеек, связанная с оспариванием статуса зеленой территории по причине запущенности участка.
Прописанный в законе особый статус территорий зеленых насаждений общего пользования не позволяет отводить такие места под строительство. Исключение делается только для возведения спортивных сооружений, объектов метрополитена, а также строений, необходимых для обслуживания самой территории. Чиновники, однако, оставляют за собой право уточнять в ходе инвентаризации или проведения геодезических работ границы ЗНОП в сторону их уменьшения. Несмотря на это, дальнейшая правовая регламентация градостроительных норм и правил в отношении ЗНОП должна положить конец произвольной застройке садов и парков Санкт-Петербурга.
Третий аспект: устанавливается норматив обеспеченности населения деревьями. Согласно закону, в каждом жилом квартале должно быть не менее шести квадратных метров зеленых насаждений на каждого жителя.
- Очевидно, что в ряде районов Санкт-Петербурга (в первую очередь центральных) эта норма уже сейчас нарушается. Неопределенным остается и статус газонов вдоль дорог, других зеленых объектов, выполняющих специальные функции. Зыбкость с их параметрами дает возможность по-прежнему использовать их под стоянки, - считает Алексей Балашов.
Другие эксперты говорят, что передача под власть муниципалов внутриквартальных зеленых территорий расширяет возможности для возведения на них жилых и социальных объектов (например, детских садов). Договориться о судьбе этих территорий с чиновниками (муниципальными вместо региональных) для строительного бизнеса становится теперь значительно проще.
И наконец, в законе регламентирован вопрос о вырубке деревьев в черте городе. Проводить ее в Санкт-Петербурге теперь можно лишь при наличии порубочного билета, в котором указываются все параметры зеленых насаждений, подлежащих сносу.
- В городе нет сумасшедших чиновников, которые бы во вред жителям выдавали распоряжения о вырубке кленов и лип или ликвидации скверов, - заверяет председатель земельного комитета.
Модернизации подвергся и механизм компенсационного озеленения. Бюджет взял на себя ответственность за его финансирование в том случае, когда винов-
ник порубки не найден (что бывает достаточно часто). Количество деревьев, высаживаемых взамен вырубленных, теперь будет зависеть от уровня обеспеченности муниципального образования зелеными насаждениями.
- В целом новации в региональное законодательство легализуют существующее в строительной отрасли города положение дел, являясь с этой точки зрения, безусловно, необходимыми. Нормы законов о зеленых насаждениях лежат в контексте проводимой Смольным последние годы градостроительной политики "модернизации городского ландшафта" в части дальнейшего освоения инвестиционно-привлекательных территорий и законодательного обеспечения реализации крупных инфраструктурных проектов, - говорит Алексей Балашов.
В Петрозаводске в районе улиц Мерецкова и Кузьмина буквально за один день были спилены более 30 лип. Они помешали строительству торгово-развлекательного комплекса.
Жители близлежащих домов были настолько возмущены, что собрались на митинг. Представители компании, которая возводит торгово-развлекательный комплекс, объяснили, что получили соответствующее разрешение в администрации города. Заместитель директора компании Валерий Журавлев сказал, что у них был акт на снос зеленых насаждений, в соответствии с ним и вырубили деревья. Правда, не хватало "мелочи" - фактического разрешения. Решили обойтись без него.
Расширение проезжей части и строительство парковки на данном участке предполагалось в соответствии с проектом возведения торгово-развлекательного центра, который еще в
2008 году получил положительное заключение государственной экспертизы при согласовании еще с прежней городской властью. Возможно, она обещала содействие и в сносе лип. Как сообщили в комитете по вопросам управления муниципальным имуществом и землепользования, нынешняя администрация города разрешения на снос деревьев не давала.
Чтобы избежать конфликта, чиновники были вынуждены вмешаться в спорную ситуацию. В ходе диалога фирма-застройщик взяла на себя обязательство выполнить компенсаторное благоустройство зеленой зоны на пересечении улиц Мерецкова и Кузьмина в соответствии с пожеланиями жителей. Как варианты были предложены идеи посадки новых деревьев, установки детского городка и малых архитектурных форм в заброшенном сквере. Кроме этого, фирма-застройщик планирует выполнить ремонт участка улицы Мерецкова, который сейчас находится в плохом состоянии. Инициативная группа горожан в течение недели проведет опрос жильцов прилегающих домов и доведет их позицию до руководителей фирмы-застройщика на очередной встрече в администрации города.
Подготовила Светлана Цыганкова