Новости

19.08.2010 12:18
Рубрика: В мире

Южнокорейские школы меняют методы воспитания

Правительство Южной Кореи намерено запретить наказание в школах. Соответствующий законопроект может быть передан в южнокорейский парламент в ближайшее время.

Как наказывать провинившихся школьников? И стоит ли это вообще делать? На эти вопросы попытались найти ответ южнокорейские эксперты, собравшиеся на днях на семинаре в Национальном собрании (парламенте - Прим. авт.) Республики Корея. В настоящее время закон об образовании рекомендует учителям воздерживаться от физического наказания, но "в исключительных случаях в целях воспитания" разрешает подобные действия. Как показывает практика, корейские учителя не пренебрегают этой оговоркой и, по возможности, всегда пользуются ей, чтобы оправдать свои действия.

История физических наказаний в корейских школах уходит корнями глубоко в прошлое, когда в Корее утвердилось конфуцианство, где преобладают довольно жесткие принципы подчинения младшего старшему. И любое ослушание карается наказанием. Сейчас же времена меняются, а вместе с ними меняются сами корейцы и их нравы. Далеко не все родители поддерживают подобные методы воспитания, хотя опросы показывают, что немалая часть все еще придерживается консервативных взглядов на систему обучения.

Сейчас из более чем десяти тысяч начальных, средних и высших школ (в Южной Корее существует система разделения школ на три группы) примерно половина полностью отказалась от физического наказания своих воспитанников. Но остаются еще те, кто считает физическое наказание приемлемым для поддержания порядка и дисциплины в учебном заведении. Так, например, правила одной из консервативных сеульских школ четко описывают размеры специального инструмента для экзекуции провинившегося ученика: "Инструмент для наказания должен быть сделан из дерева, его диаметр не должен составлять более полутора сантиметра, а длина не должна превышать 60 сантиметров".

По словам профессора университета Хёпсон Ким Сон Ги, школа в Южной Корее напоминает в чем-то армию. Все школьники обязаны носить форму, а их прически и внешний вид четко описаны в школьных правилах, которые можно сравнить с армейским уставом. Вполне естественно, что запереть в такие рамки детей, переполненных энергией, крайне трудно. Этим во многом и объясняется существование в южнокорейских образовательных учреждениях физических наказаний.

Однако министерство образования, науки и технологии Южной Кореи, еще недавно упорно защищавшее традиционные методы обучения, сейчас готово пересмотреть некоторые положения закона об образовании и пойти иной дорогой. В качестве альтернативной меры местные эксперты предлагают использовать не прямые, а косвенные виды образования. Они уже применяются в корейских школах, но пока еще не так широко распространены. К ним относится дополнительное домашнее задание, запрет на выход из здания школы в обеденный перерыв и, конечно, беседы с родителями. Наиболее изощренные методисты предлагают ввести физические наказания, а если точнее упражнения, которые не предполагают прямого контакта преподавателя и ученика. Например, опоздал на урок - 30 приседаний, не сделал домашнее задание - сиди полчаса с поднятыми руками и т.д.

Заметим, что сфера образования является одной из самых престижных и денежных в Южной Корее. Более того, чиновники от образования имеет значительную власть. Так, руководители провинциальных и городских департаментов образования выбираются на местных выборах одновременно с губернаторами и мэрами. Они никак не подчиняются последним и могут только согласовывать с ними свою образовательную политику.

Поэтому местные наблюдатели уже прогнозируют, что обсуждение нового закона может стать довольно жарким. Консервативная Корейская ассоциация федераций преподавателей уже заявила, что будет бороться с принятием нового закона. По мнению ее представителей, подобные нововведения могут нарушить единство и гармонию в учебных заведениях, что повлечет за собой далеко идущие для страны последствия.

В мире Восточная Азия Южная Корея