По разным причинам - летние пожары, сносы построек, которые местная администрация считает незаконными, "дачная амнистия" - в последнее время стали актуальными вопросы о легальности загородной недвижимости. Что, например, делать, если вместе с деревенским домом сгорели и документы на него? А что предпринять, если документов вовсе не было?
1. Если постройки велись методом самозахвата, никогда, нигде и никем не оформлялись и не регистрировались - с точки зрения закона их не существовало. Если же документы утрачены (сгорели, утеряны и т.д.) владельцу придется подтвердить свое право собственности.
2. Самый простой случай - право собственности на дом или землю было зарегистрировано после 1998 года. Это означает, что в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", все данные на эту собственность содержатся в Едином госреестре прав. То есть владелец обращается в Росреестр и получает дубликаты необходимых документов.
3. Если земельный участок предоставлялся, значит в госорганах сохранились об этом документы. В зависимости от времени, данные могли попадать в Кадастровую палату, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости или Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Последняя организации наследовала базу данных от своих предшественниц, поэтому обращаться надо именно туда. Однако, полная "инвентаризация" российских земель еще не проведена, и Росреестр пока располагает не всей информацией.
4. Росреестр - не единственный адрес, по которому можно обратиться. Существуют еще муниципальные и региональные архивы, где хранятся документы о предоставлении участков под застройку либо в пользование с правом возведения жилого дома. Формулировки могут быть разные, тем не менее все эти документы свидетельствуют о правах гражданина на недвижимое имущество.
5. Если ни в Росреестре, ни в метсных архивах нужных вам документов нет, учтите, что долгое время сделки с любой недвижимостью подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Поэтому копии необходимых бумаг можно найти, обратившись в нотариальную палату.
6. Если землю получал один человек, а документы на владение утратил уже его наследник, начать также следует с бумаг на участок - нужен документ из архива или Росреестра о выделении земли гражданину N. Затем следует подтвердить законность претензий нынешнего владельца - договор дарения, документы о принятии наследство и т.д.
7. Восстановить документы на жилье можно в БТИ. В основном все жилые дома, даже в отдаленных деревнях, в свое время учитывались, и сведения о них есть в учреждениях, которые вели инвентаризационный и технический учет (чаще всего таки учреждением была БТИ). Понятно, что надворные легкие постройки - сараи, бани, туалеты и прочее - обычно не оформлялись. Но на основное жилье документы в архивах, как правило, есть.
8. "Дачная амнистия" действует до 2015 года, так что возможность легализации существует даже для "неучтенных" построек. Правда, только в том случае, если земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.