Предприниматели Курганской области конкурируют с федеральными ритейлерами, чтобы обеспечить сельчанам рабочие места

Товарооборот Звериноголовского райпо за полгода вырос на семь миллионов рублей и составил 42 миллиона. Для отдаленного сельского района - неплохой темп. Между тем завоевывать новые позиции пайщикам с каждым годом все труднее. Буквально на пятки наступают федеральные торговые сети: они открыли свои магазины уже почти в каждом городе и райцентре Зауралья.

По мнению председателя совета Звериноголовского райпо Альбины Серковой, противопоставить им можно только свою сеть. Что кооператоры и делают. Во всех пятнадцати населенных пунктах района есть магазины райпо, а в некоторых даже по два. Правда, больших денег торговые точки в глубинке не приносят. Семь из 26 магазинов убыточны и держатся за счет остальных. По области убыточна половина сельмагов. Но дело не в деньгах, считает Серкова, а в человеческом отношении. Закрыть магазины в деревнях - это все равно, что бросить людей на произвол судьбы. Крупные сети точно туда не пойдут.

- Мы это уже проходили, - вспоминает глава райпотребко­операции. - Помните, как на заре "дикого" рынка в деревни ринулись частные предприниматели? Где они сейчас?

Но не так-то просто удержаться на рынке и сделать торговые точки конкурентоспособными.

- Мы пересмотрели свою товарную политику с учетом покупательского спроса, - рассказывает председатель Курганского облпотребсоюза Владимир Бутаков. - В отдаленных селах, где 70-100 жителей, практически перешли на работу по индивидуальным заказам.

Преимущество потребкооперации - тесное взаимодействие с местными сельхозпроизводителями. В прошлом году, например, хлебокомбинаты облпотребсоюза напекли и продали 12 тысяч тонн хлеба. А муку им поставляли фермер и акционеры одного из предприятий АПК. В этой цепочке всем хорошо. У крестьян - гарантированный рынок сбыта, у переработчиков - надежный поставщик сырья, у покупателей - свежий продукт местного производства.

Результатом такой целенаправленной деятельности, по мнению Владимира Бутакова, можно считать "прибавку в весе". А именно то, что удельный вес потребко­операции в общем объеме торговли в Курганской области с начала года вырос на 0,1 процента и составляет 3,4 процента. Это лучший показатель среди потребсоюзов  в Уральском федеральном округе и тринадцатый - в России. Совокупный объем деятельности зауральской потребкооперации в 2009 году составил около трех миллиардов рублей.

Однако главный вклад потребкооперации в экономику области Бутаков измеряет не в рублях и процентах. Важней то, что благодаря ее деятельности постоянную работу имеют пять тысяч человек, плюс ежегодно на сезонную заготовку  ягод и грибов принимают еще более ста. В том же Звериноголовском районе, где зарегистрирован один из самых высоких уровней безработицы, стабильную работу имеют 150 человек. В этом году, по словам Альбины Серковой, райпо закупило у населения мяса почти на три миллиона рублей. Это тоже гарантированный доход сельских жителей.

В  региональном департаменте экономического развития, торговли и труда, однако, к скромному успеху потребкооперации относятся сдержанно, отмечая, что она  значительно уступает крупному торговому капиталу. Сети более мобильны, обладают лучшим и разнообразным ассортиментом товаров. По мнению директора департамента Николая Болтнева, для сохранения конкурентоспособности потребкооперации ей необходимо создать мощную единую торговую сеть с одновременным развитием логистической системы, которая могла бы обслуживать как собственные предприятия, так и сторонние организации.

Справка "РГ"

На территории Курганской области работает 57 потребительских обществ в 24 муниципальных образованиях. В систему облпотребсоюза входят 919 объектов розничной торговли, 115 объектов общественного питания, одна заготовительная и две оптовые базы, 144 производственных цеха, три розничных рынка, 9 организаций мелкооптовой торговли. Силами потребительской кооперации организована торговля в 332 населенных пунктах с численностью населения до 500 человек.