Уральские геофизики создали карту мест Екатеринбурга, непригодных для строительства

Как показывают исследования геофизиков УрО РАН, ежегодно смещение земных пластов Среднего Урала составляет 0,5 сантиметра на север и два сантиметра на восток.


Как отмечают ученые, по большому счету, это явление можно считать неопасным. Но если не учитывать и не изучать подвижки земной коры (геодинамический фактор) при строительстве дорог, зданий и подземных сооружений, то это чревато возникновением серьезных коммунальных, дорожных аварий, а также разрушением построек. Что, к слову, не раз подтверждено практикой.


В Екатеринбурге немало примеров, когда дома, казалось бы, возведенные по всем правилам строительной науки, неожиданно покрывались сеткой опасных трещин и жильцов приходилось отселять: жилая многоэтажка по улице Мусоргского или одна из новостроек в районе Вторчермета, превратившаяся в дом-призрак. Еще наберется несколько десятков зданий, в которых люди продолжают жить, но строители вынуждены были скрепить постройки железными стяжками.

Еще чаще страдают подземные коммуникации. Когда даже на совершенно новых участках водопровода случаются внезапные порывы. Между тем неожиданными они кажутся только на первый взгляд. Ученые Института геофизики УрО РАН выявили статистическую зависимость числа аварий от геодинамического фактора. Более того, определили, в какое время года чаще всего случаются коммунальные "катаклизмы" и в каких именно районах города.

- Конечно, обвинить во всех бедах исключительно геодинамический фактор нельзя - каждая авария происходит из-за комплекса причин, - отмечает старший научный сотрудник Аркадий Овчаренко.  - Прорывы на линиях горячего водоснабжения в большей степени связаны с опрессовками, быстрый износ дорожного полотна - с нарушением технологии при прокладке и так далее, но подвижность земной коры в ряде случаев резко усугубляет и ускоряет разрушение инженерных сооружений и подземных коммуникаций.

- В Институте геофизики разработана специальная карта тех аномальных мест в Екатеринбурге, которые имеют большую или меньшую скорость деформирования, то есть  в разной степени пригодны для постройки объектов, - рассказывает член-корреспондент РАН Петр Мартышко.


Больше всего коммунальных аварий в Екатеринбурге происходит с сентября по декабрь.

- Это связано с тем, что на деформации земной коры в числе прочих факторов  во многом влияют сезонные вариации скорости вращения Земли, а также прохождение через Урал мощных осенних циклонов и атмосферных фронтов, - отмечает Александр Гуляев, старший научный сотрудник института. - Кроме того, на подвижки влияют сезонные перепады температур и влажности верхней части земной коры, где как раз и пролегают подземные коммуникации. Все эти явления, как правило, интенсивнее всего и протекают осенью.

На движение земных блоков влияют и лунно-солнечные приливы и отливы. Так, замеры с помощью современного GPS-обору­дования позволили выявить любопытный факт. Расстояние от Екатеринбурга до геофизической обсерватории в поселке Арти периодически изменяется - до двух сантиметров в год. Это вызвано циклическими деформациями земной коры.

Но при этом, как отмечают ученые, далеко не всегда разработки геофизиков бывают востребованны при проектировании строящихся зданий, дорог и прокладке коммуникаций. Очень часто о негативном влиянии геодинамического фактора приходится вспоминать, когда объекты уже возведены. Проблема в том, что действующие в настоящее время СНИПы устарели и заставляют учитывать при постройке только сейсмический фактор - возможность землетрясений. И лишь отдельные проектировщики прозорливо обращаются к геофизикам за консультацией, чтобы учесть в том числе и возможные последствия от незаметного глазу движения верхних слоев земной коры. Между тем мировой опыт исследований и практики в этой области доказывает, что подавляющее большинство аварий на объектах городской инфраструктуры можно не только предугадать, но и предотвратить.