Президиум Верховного суда РФ по надзорному представлению Главного военного прокурора Сергея Фридинского полностью оправдал активного участника Великой Отечественной войны, генерал-майора Петра Собенникова. Приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 6 февраля 1942 г. отменен, а само уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления. Так закончилась почти семь десятилетий спустя одиссея отважного генерала.
Война застала Петра Собенникова на посту командующего Северо-Западным фронтом. Правда, командовать ему довелось недолго. Группа немецких армий "Север" начала стремительное наступление на Ленинград. Наши войска оказались не готовы противостоять этому натиску. За ошибки военно-политического руководства страны пришлось расплачиваться тем, кто оказался в роковые дни на поле боя. Бойцам - кровью, командирам - погонами и свободой. Уже через два месяца Собенников был снят с должности командующего фронтом. Его назначили с понижением - в 43-ю армию, наиболее боеспособную в составе фронта и потому сильно потрепанную в жестоких боях. А прежнего командарма-43 К. Качанова отдали под трибунал.
К началу октября фашистское командование подготовило операцию "Тайфун". 2 октября он накатился на обескровленные советские дивизии. В полосе 43-й армии противник имел четырехкратное превосходство, а на направлении главного удара в личном составе - в 5 раз, в артиллерии - в 13 раз, в танках - в 14 раз. Командарму Собенникову был отдан приказ нанести контрудар и восстановить положение по реке Снопот. Но к тому времени враг уже форсировал эту реку, прорвал нашу оборону и наносил удар за ударом. Связь с дивизиями отсутствовала, и Собенников отдавал приказы по сути открытым текстом - по системе "Морзе". Ему и это потом поставили в вину - мол, противник перехватывал все его распоряжения.
Нанести контрудар 43-я армия не смогла. Командарм Собенников - кадровый офицер, участник Первой мировой войны, получивший офицерский чин прапорщика еще в 1916 году, учивший тактике командиров в Военной академии РККА им. Фрунзе, - пошел по этапу в лагеря валить лес.
Между тем, по заключению Института военной истории минобороны, Собенников руководил войсками Северо-Западного фронта не просто грамотно, а умело и изобретательно. К середине июля создалась реальная угроза прорыва гитлеровских войск к Новгороду. Собенников нанес 18 июля контрудар под Сольцами. Это была одна из самых первых успешных наступательных операций советских войск. Не ожидавший такой дерзости "от разбитых красных" враг в панике бежал 40 с лишним километров.
В августе 1941 года Собенников провел еще одну наступательную операцию - на Старую Руссу. И вновь гнал захватчиков почти 40 километров, раскроив их отлаженные боевые порядки. Это вынудило немецкое командование прекратить наступление группы армий "Центр" на Москву и срочно передать группе армий "Север" танковый корпус. А командующий группой армий "Север" остановил продвижение 41-го и 56-го моторизованных корпусов на Ленинград и бросил их на выручку 10-му армейскому корпусу, смятому ударом Северо-Западного фронта. Если вспомнить, что фашистской армаде не хватило сил, чтобы дойти до Москвы и Питера всего лишь несколько десятков километров, по-иному оцениваешь те героически-отчаянные первые контрудары истекающей кровью армии.
7 февраля 1942 года Президиум Верховного Совета СССР помиловал Собенникова и вернул его в действующую армию. Правда, лишил его прежних государственных наград и генеральского звания, понизив до полковника. Петр Собенников вновь воевал на Брянском, Центральном, Белорусском и 2-м Белорусском фронтах. Воевал так, что уже в апреле 1943-го вновь стал генерал-майором, а в феврале 1944 года ему присвоили звание генерал-лейтенанта.