По заказу Федерального агентства водных ресурсов одна из российских профильных компаний разрабатывает проект по расчистке, расширению и углублению верхнего Днепра (Смоленская область). Для восстановления там судоходства, прекращенного в середине 1970-х. После приемки проекта должен состояться конкурс между компаниями, желающими реализовать этот проект. Схожие работы ведутся в белорусском секторе верхнего Днепра (Могилевская область).
Как полагает директор российского объединения "Днепровский фарватер" Сергей Астапенков, "по верхнему течению Днепра перевозка пассажиров будет нерентабельной, а перевозка грузов может способствовать реальной экономии расходов, ибо речные грузоперевозки - самые дешевые". Между тем уже проводятся переговоры туристических структур Смоленщины, Беларуси и Украины для составления сквозного водно-экскурсионного маршрута. Планируется также воссоздать вблизи Смоленска пункт технического обслуживания судов.
Проект возобновления сквозного судоходства по Днепру поддерживается в рамках еврорегиона "Днепр" (см. карту), в котором участвуют приднепровские области России , Беларуси и Украины. Но это начинание требует немалых вложений.
По данным Смоленской обладминистрации, после распада СССР Днепр не использовался даже в экскурсионных целях, зато резко повысился уровень его загрязнения, и вдобавок верхнее течение Днепра сильно обмелело. Однако после 2000 года начались оздоровляющие реку работы, и в 2008 году в Смоленске появился регулярный маршрут прогулочного теплохода "Смолянка". А в 2009-м он дополнился курсированием речного трамвая "Нептун", прибывшего из Могилева.
По словам Сергея Астапенкова, "доставляли мы его из Могилева почти двое суток. В 2009-м заказали дизайн-проект, чтобы обновить внешний вид трамвайчика. И хотя судно это не новое, оно находится в прекрасном техническом состоянии. Два года тому назад в Бобруйске оно подверглось капремонту".
Двухпалубный прогулочный трамвайчик рассчитан на 35-38 человек - плюс капитан и моторист. С налаживанием регулярных рейсов "Нептуна" его команды будут ежегодно меняться: российская будет сменять белорусскую, и наоборот. Пока планируется, что этот водный трамвай будет курсировать в пределах Смоленска и его приднепровских пригородов. Но получит ли развитие такой маршрут - в Могилевскую область?..
Впрочем, в Смоленскую область из Могилевской в том же 2009-м пригнали еще один речной трамвайчик. Так что в принципе водный маршрут Могилев - Орша - Смоленск - Дорогобуж возможен. Тем более что в Беларуси Днепр судоходен до южных пригородов Могилева.
По мнению специалистов, сперва нужно качественно расчистить и расширить русло верхнего Днепра, особенно в его "смоленском" секторе. Ибо, если речь идет о возобновлении судоходства, надо постоянно ухаживать за рекой.
Тем временем до Могилева с юга ходят баржи, рейсы же прогулочных катеров в этом районе нужно заблаговременно заказывать. В то же время от приднепровского Дорогобужа в Смоленской области, расположенного вблизи Беларуси, в Белорусское и далее в Украинское Приднепровье (как и в обратном направлении) курсируют суда, хотя большинство таких рейсов пока нерегулярные. Ведутся работы по улучшению судоходных и экологических условий в Днепровском бассейне. Вот в этой связи данные белорусского рыболовно-туристического агентства от 7 августа нынешнего года: "...Судоходство развито от г. Дорогобуж до устья. Бассейн Днепра соединен с бассейнами других рек Беларуси (Западная Двина, Щара, Буг), Березинской водной системой, Огинским, Днепровско-Бугским каналами. Для уменьшения загрязнения Днепра при промышленных и коммунальных предприятиях создаются очистные сооружения, ведется контроль за гидрохимическим режимом реки".