На фестивале "Радио Франс" в Монпелье Уральский филармонический оркестр выступал не впервые.
Его автор Рене Кёринг - композитор, продюсер, интендант Оперы и Оркестра Монпелье, в прошлом возглавлявший Radio France, а этой весной ставший арт-директором международного конкурса дирижеров имени Евгения Светланова.
Уральский оркестр на свой фестиваль он пригласил с двумя программами: в одной звучал Рахманинов и неизвестный французам Прокофьев - "Уральская рапсодия" (из балета "Каменный цветок") и Третья симфония, генетически связанная с оперой "Огненный ангел". А во второй вечер сыграли сочинения современных российских композиторов - Леонида Десятникова, Владимира Кобекина и Ольги Викторовой. После концерта корреспонденту "РГ" удалось поговорить с создателем фестиваля Radio France.
Российская газета: Мсье Кёринг, вашему фестивалю 25 лет, что самое сложное в том, чтобы держать его так долго?
Рене Кёринг: Публика. Без нее не будет фестиваля. 25 лет назад мы решили, что не будем постоянно давать Седьмую симфонию Бетховена, "Реквиемы" Моцарта и Верди. Решили искать новые пути и для публики со всех концов света представлять достижения самых разных композиторов, о которых она, возможно, до этого и не слышала.
РГ: Поэтому в программах фестиваля такие далекие заходы и в глубь веков, и наоборот, в современность?
Кёринг: Да, мы идем от музыки средневековья, ренессанса до неизвестных композиторов XX века, например, только что была незнакомая музыка Макса Регера. Или Руди Штефан, совершенно забытый немецкий композитор, погибший в 28 лет во время Первой мировой войны. А сейчас мы собираемся открыть публике оперу Венсана д Энди "Иностранец", которая не игралась с 1904 года.
РГ: Во Франции очень много фестивалей. Иногда кажется, что каждый город, каждый замок, каждая площадка уже музыкально озвучены. Как в этой фестивальной лихорадке сохранить лицо свое?
Кёринг: Мне трудно сказать, что надо делать другим, но наш фестиваль особый, он связан с "Радио Франс". Практически каждый наш концерт транслируется напрямую по всей Европе. А после его окончания мы посылаем записи в 35 стран. Поэтому если у нас 140 тысяч чело век приходят на фестиваль ежегодно, то сколько миллионов слышат его концерты по радио - сосчитать невозможно. И еще: многие произведения, которые играются здесь, можно услышать только в Монпелье и нигде больше.
РГ: То есть главная героиня вашего фестиваля - это музыка, а не исполнители, пусть даже со звездным статусом?
Кёринг: Совершенно верно, с самого начала я не приглашаю какие-то имена, я приглашаю на программы.
РГ: Уральский оркестр вы позвали не только с Прокофьевым и Рахманиновым, но и с программой современных российских композиторов. Это был риск?
Кёринг: Нет. Каждый год в Монпелье проходит фестиваль современной музыки. И за 4 дня мы без проблем собираем 8000 человек.
Вообще программа российско-французского года выглядит у екатеринбуржцев на редкость плотной. 2010-й еще не завершен, а УАФО под управлением Дмитрия Лисса уже дважды с гастролями побывал в этой стране, Свердловская филармония готовит программу фестиваля "Французская осень", ждет в гости Национальный оркестр Лилля под руководством дирижера Жана-Клода Казадезюса и заказала новое симфоническое сочинение французскому композитору.