Уже с сентября этого года в некоторых российских регионах могут запустить новую систему закупок для госнужд. Она предполагает жесткое отслеживание контрактов на протяжении всей их "жизни" - от планирования до полного завершения. Также будет создана единая электронная база по этим данным.
Через несколько лет система должна будет действовать на территории всей страны, планирует минэкономразвития. Само министерство начнет внедрять у себя эксперимент в числе первых - в следующем году, новые правила предлагается также опробовать в сфере обороны и безопасности.
Речь идет о внедрении так называемой федеральной контрактной системы (ФКС). На сайте министерства опубликованы программа запуска пилотных проектов в регионах и план создания ФКС в масштабе страны. Задача формирования такого механизма была поставлена в Бюджетном послании президента на 2010-2021 годы. Ее цель - повысить эффективность использования бюджетных средств.
Дело в том, что сейчас полной картины, как тратятся бюджетные деньги на госзакупки, нет ни у кого. Так, Федеральное казначейство регистрирует их в реестре, Федеральная антимонопольная служба следит за тем, чтобы их размещение шло по закону. Но полный цикл закупок не отслеживается. И потому часто невозможно понять, насколько оправданы планы ведомств по госзакупкам, как идет их выполнение, какой ценой и в какой срок достигаются результаты и достигаются ли вообще. Непонятно и то, насколько госконтракты увязаны с исполнением ведомствами государственных функций. А отсюда - неэффективное расходование средств, явно завышенные цены по закупкам. Совсем недавно, напомним, президент страны возмущался тем, что в отдельных регионах закупочные цены на томографы в 2,5-3 раза превышают цены производителей. Теперь как бы такая ситуация будет исключена. Однако такая ситуация характерна не только для медицинских закупок, но и по другим госконтрактам. Речь идет об огромных суммах. Только на уровне федеральных ведомств каждый день заключается более тысячи контрактов по госзакупкам. В этом году консолидированный госзаказ может превысить 5 триллионов рублей.
Какие именно регионы могут стартовать с запуском новых контрактных систем, сколько их будет, пока неясно. Решение о таком участии должно быть принято на уровне высшего должностного лица региона. Все субъекты должны будут заключить по этому поводу двустороннее соглашение с минэкономразвития. При этом сначала эффективность госзакупок оценят на "входе" в проект, потом - по его завершении. Мониторить ситуацию будут по двум группам показателей. Первая группа - так называемый технологический минимум, где будет учитываться разработка нормативной базы, информационной системы. Во второй группе показателей учтут ритмичность выполнения контрактов в течение года, экономию бюджетных денег на стадии планирования, соответствие результатов госконтрактов плановым заданиям, уровень конкуренции при их размещении, а также инновационность структуры госзаказа и участие в выполнении контрактов малого бизнеса.
По итогам этих пилотов минэкономразвития обобщит региональный опыт. К концу следующего года оно намерено выдать свои рекомендации по планированию и мониторингу госзакупок для федеральных ведомств, в 2012 году будут разработаны ведомственные регламенты по управлению госконтрактами. Первую очередь единой интегрированной информсистемы, где будут указаны прогнозы закупок, вестись мониторинг контрактов и учет цен, запустят в начале 2013 года. В полном масштабе, в том числе с учетом задач федеральных целевых программ, она заработает в конце 2014 года.