Недавно узнал, что депутаты предлагают гражданам самостоятельно выбрать своего районного участкового. Здравая мысль, как мне показалось, однако, есть и нюансы. Я как бывший работник милиции (за плечами 20 лет службы) уверен: идею выборности участковых инспекторов в обществе поддержат.
Спросите любого: какой ему нужен участковый? Не сомневаюсь, что все скажут: тот, который будет эффективно работать, наводить порядок, обеспечивать безопасность граждан на вверенном ему участке. Все правильно, простым людям отчеты милиции о якобы проделанной работе вовсе не интересны, им важнее порядок на улице, в подъезде и дома. Я уверен, народ за это проголосует, что называется, всеми руками и ногами. Но есть один жирный минус: в нынешней ситуации, когда участковый как зомби работает на пресловутую "палочную систему" (на статистический показатель раскрываемости), ожидания граждан не оправдаются. Положительный эффект возможен лишь в том случае, если критерием оценки его работы станет мнение населения.
Все очень просто: произошла, к примеру, кража. Участковый работает по ней столько, сколько необходимо, пока не раскроет дело. Раскрыл - поощрение, не раскрыл - порицание. Здесь важен результат, причем положительный. Нет результата - лишение премии.
Не будут в законодательном порядке изменены критерии деятельности участкового - не будет никакого смысла в этой выборности. Люди, которые придут на выборы участкового, как я уже выше говорил, в итоге не получат ожидаемого, их в очередной раз обманут.
Если идея выборности все же будет реализована законодательно и на практике, встанет вопрос о подчинении выборного лица - должен он подчиняться избирателям или нет. Если он будет публично избран большинством голосов, то он по факту подотчетен только населению и никому больше. Тогда единственно правильный, на мой взгляд, вариант - это вырабатывать новую концепцию института участковых уполномоченных. Трансформировать этот институт в структуру подотчетную, например, городскому собранию народных депутатов или еще как.
Игорь Николаевич, юрист